Автор:Анатолий Баданов

Вино в христианстве

Вино в христианствеВино в христианстве

”Господи Иисусе Христе, ты есть истинная
виноградная Лоза, а Отец Твой – Виноградарь,
апостолов Своих наименовал Ты ветвями”

Эта молитва читается при посадке виноградника. Виноградная лоза, виноград, вино – наиболее распространенные примеры в евангельских притчах. В Евангелии они символизируют жизнь, радость, Христа. Слова “вино” и “виноградная лоза” упоминаются в Библии более 250 раз. Христианская религия испокон веков относилась к вину как к благословенному творению. Это можно объяснить тем, что христианство распространялось в тех регионах, где ранее процветала греко-римская цивилизация. Там представления древнего человека были таковы, что вино считалось не просто одним из многих продуктов сельскохозяйственной деятельности, а было связано с поклонением богу виноградарства и виноделия Дионису (Вакху).

Дионис происходил от “священного брака” Зевса и Семелы, т.е. Неба и Земли, а напиток, подаренный ими людям, присутствовал в каждом событии их жизни. Вино текло в древних алтарях, и верующие, вкушая его, разделяли силу богов.

И в Ветхом Завете вино играет очень важную роль. Там виноградники чаще всего отождествляются с Израилем. После потопа Ной сразу посадил виноградник. Во время исхода иудеев Бог обещает им благословить хлеб, вино и воду, т.е. все необходимое для жизни человека. В те времена климат и почва Палестины способствовали развитию виноградарства, особенно были известны виноградники Хевроны.

Давид часто восхвалял продукт виноделия: “Вино <…> веселит сердце человека” (Пс. 103:15) или “Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились” (Пс. 4:8). Давид считал вино одним из ценнейших источников питания человека. После его употребления человек сразу же добреет сердцем, которое является центром всех чувств.

В христианстве с давних времен гармонично сосуществовали религиозные традиции и вино. Христос начинает являть Свои чудеса, превращая воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской. Евангелисты в описании чуда с вином дают нам ценную информацию о вине. Это был напиток радости и общения. В те времена архитриклин, главный распорядитель монашеских трапез, отвечал за вино во время еды. Было принято сначала подавать доброкачественное вино, а затем второсортное. Поэтому после совершения чуда все стали жаловаться, что не было соблюдено это правило, и сначала было подано низкокачественное вино.

Вино обретает истинно священное значение на Тайной Вечери, когда Иисус дал ученикам чашу, говоря: “Сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание” (1 Кор. 11:25). Так вино с хлебом являются Божественными дарами при Евхаристии.

Благословенный продукт виноделия не мог остаться вне стен афонских монастырей. Нама (греч. “Νάμα”) – сладкое красное вино, традиционно использующееся в греческих православных храмах для Таинства Причастия. Это вино обычно производится из высушенного на солнце черного винограда.

Изготовление вина для Причастия не является единственной причиной занятия монахами виноградарством. Тремя основными частями гастрономической культуры древней античной Греции и Рима, как и вообще Средиземноморья, являются оливковое масло, хлеб и вино. Для монахов, ежедневный рацион которых весьма низкокалориен, ведь они не получают животного белка и едят в основном растительную пищу, вино является важной добавкой. Монастыри принимают у себя огромное количество паломников, которым предлагается вино два раза в день во время трапезы, за исключением дней поста.

Таким образом, продолжается вековой обычай подачи дара Диониса гостям. Кроме того, на Афоне живут рабочие, которые помогают монастырям по хозяйству. Монастыри должны обеспечивать их вином и ракией. Ракия предлагается и гостям, когда они только прибывают в архондарик каждого монастыря. Это традиционное афонское угощение подается с кофе и лукумом. Отцы говорили, что стакан ракии не дает вспотеть, а сахар лукума снимает усталость. Раньше на Святой Горе не было автомобилей и гостям и паломникам приходилось преодолевать огромные расстояния пешком.

Уксус – еще один замечательный виноградный продукт, его используют в приготовлении пищи. А виноград в то же время является весьма полезным и питательным фруктом.

Монахам были известны целебные свойства вина. Монастырские рукописи содержат многочисленные рецепты лекарств, изготавливающихся на основе вина, такие как: антисептические, кровоостанавливающие, противовоспалительные и др. Виноград, согласно одному найденному в рукописи XVII века рецепту, использовали также для изготовления чернил.

Еще в начале X века основатели монастырей уже многое знали о полезных свойствах винограда и сажали в монастырей виноградники, чтобы всегда иметь свои продукты виноделия. Вино для иноческого сообщества было настоящим Божьим благом, а также и продуктом обмена, благодаря ему монахи могли обеспечить себя самым необходимым, и монастыри имели доходы от такого обмена для покрытия своих расходов. Обычно в Типиконе монастырей точно определено, когда и как вино потребляется монахами.

Архимандрит Емилиан, игумен монастыря Симона Петра, говорил: “Молитва согревает сердце монахов”. Хотелось бы добавить, что вино согревает и расслабляет тело монаха. Оно является его малой радостью, перерывом в его ежедневном тяжелом физическом и умственном труде.

“Монастыри Афона являются Божественными и священными винными дворами трезвого опьянения. Виноградарь здесь – Пресвятая Богородица. Монахи жаждут Христа и опьянения Им. Жаждут Божественной любви, жаждут Света. Жаждут вкуса, сродного солнцу, светло-блестящего вина, всевозрастающего Божественного наслаждения” («Трезвое опьянение», иеромонах Симеон).

Елена Keфалопулу