Автор:Анатолий Баданов

Утешение в православном свете.

Утешение в православном свете.Утешение – благодатное действие Божественной благодати Святого Духа в христианском подвижнике, производящее неизреченный мир и радость.
Духовное утешение христианина свидетельствует о его причастности Царству Божьему, которое не приходит внешним образом, а пребывает внутри человека, есть «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). По слову апостолов, христианин радуется особой духовной радостью – «радостью неизреченной и преславной» (1Пет. 1:9), ибо Сам Святой Дух, третье Лицо Пресвятой Троицы, открывает христианину познание Бога, ходатайствует за него воздыханиями неизреченными (Рим. 26:8).

Возрастание благодатного утешения связано с возрастанием духовного подвига христиан. «Чем большие напасти наносит им диавол: тем большую славу они получат в будущем веке от Бога, тем большего утешения они сподобятся от Святого Духа здесь, во время земного странствования среди самых страданий своих, – учит св. Игнатий Брянчанинов. – …Каким бы ни подвергались мы скорбям во время земной жизни, они никак не могут быть сравнены с благами, обещанными нам в вечности, или с утешением, которое дарует Дух Святой еще здесь».

Св. Исаак Сирин говорит: «Благодать нисходит и творит себе обитель в душе не раз и навсегда, но постепенно. За благодатью вновь приходит испытание. Время испытанию, и время утешению». Вселяющаяся в христианина Божественная благодать искореняет человеческие страсти. Вкусивший Божественной благодати человек не допускает греховный помысел в сердце, потому что вместо низких страстей «возобладало в нем другое, лучшее их вожделение» (св. Исаак Сирин).

По учению святых отцов, он мертв для страстей не в силу отсутствия самих искушений и помыслов, не из-за успокоения по причине рассудительности и собственных дел, а в силу действия услаждающей и насыщающей его душу благодати. Преестественная сладость благодати Святого Духа дает человеку ощутимо познать Божественную любовь. Становясь сопричастником Божественной любви, человек получает силы для исполнения евангельских заповедей любви к Богу и ближнему. В силу даруемого благодатного утешения Святой Дух назван Спасителем Утешителем.

В монастырской жизни под утешением может также пониматься уставной и разговорный термин, означающий праздничную трапезу, более богатую и разнообразную, чем обычно.

азбука веры