Автор:Анатолий Баданов

Уныние — уныние от большого правила

Уныние - уныние от большого правила

Уныние — уныние от большого правила

Будьте свободны, зная, что правило для человека, а не человек для правила.

Избери себе правило соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мф.2:27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило — для человека, а не человек – для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преупеяния, а не служить бременем неудобоносимым, сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должнослужить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних. Благоразумно избранное молитвенное правило, соответственно силам и роду жизни, является большим подспорьем для подвизающегося о своем спасении.

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ

Обетов и канонов на себя не накладывайте без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных, чему верьте без сомнения.

ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ОПТИНСКИЙ

Когда дела не позволяют совершить вполне молитвенное правило, то совершайте его сокращённо. А спешить никогда не должно.

Выполняя своё правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать всё положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение, чтобы это получилось: а) никогда спешно не читайте, а читайте, будто нараспев; б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте; в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час, сколько обычно выстаиваете, и затем не заботьтесь, что сколько прочтёте молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать; г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте; д) чтобы пособствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать наперёд, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце; е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте из своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придётся это сделать, или в конце. Как только вспадёт что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны.

Если живости чувства мешает поспешность исполнения правила, а поспешность производится боязнью длительности, то лучше назначить на каждую службу известное время, в часах и минутах, и потом молиться теми молитвами, которые входят в состав службы, или в частное ваше правило, не спеша, с ясным сознанием и прочувствованием всего читаемого, нимало не заботясь о том, чтоб догнать до конца чин службы или правила, а лишь о том, чтоб известное время пробыть в живом молитвенном устремлении к Богу. Вот главное! А что не успеете иное прочитать или дочитать, беда не велика.

Правило — не существенная часть молитвы, а есть только внешняя её сторона. Главное же дело есть — молитва ума и сердца к Богу, возносимая со славословием, благодарением и прошением и наконец с преданием Господу всецело.

Относительно правила я так думаю: какое ни избери кто себе, всякое хорошо, коль скоро держит в благоговеинстве пред Богом. Богу сердце нужно, а коль скоро оно благоговейно стоит пред Ним, то и довольно. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь.

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК