Чувство греховности после исповеди

22C6NJqTu_kЕсть хороший ответ в письмах отца Тихона (Шевкунова) — «То, что Вы чувствуете стыд за грехи – это дар Божий. Благодарите Бога за это, и просите до самой смерти не отнимать у Вас этого спасительного стыда и покаянного чувства. А что касается Ваших сомнений, прощены ли вам грехи, то вспомните свои отношения с Вашей матерю: ведь у каждого из нас есть за что просить у матери прощения. И порой до конца жизни мы сами не можем простить себя за грех перед нею. Но, в то же время, мы уверены, что она нам от всего сердца все простила.  То же, и в несравненно большей степени касается наших отношений с Господом Богом.  Церковь даже вменяет во грех, если мы сомневаемся в прощении грехов после искренней исповеди с твердым желанием больше не впадать в грех, в котором принесли покаяние. А что касается подробного рассказа о плотских грехах на исповеди – это совсем излишне. На исповеди надо называть грехи своими именами, без самооправдания, не жалея себя, и довольно. Подробности не нужны, а часто и неполезны»

О «православной» вежливости

40s5JnuCPF4Многие люди, прийдя к вере, начинают проявлять крайнее нетерпение к ближним, особенно к тем, кто не разделяет их взглядов и идей. Такие обличители не стeсняются «выводить на чистую воду» грешников, указывая несчастным на их несовершенство и поучая как жить дальше. О том, что словом можно серьезно ранить человека, такие активисты даже не задумываются, выстраивая свои взаимоотношения со многими людьми на уровне «учитель-ученик».

Причем «учительство» совершается чаще всего в оскорбительной для «ученика» форме, вызывая обиду и непонимание. Результат такой «педагогики» — потеря доверия между людьми, отчуждение и ссоры.

Вдохновленные мыслью, что корректность и обходительность при общении с людьми – это «человекоугодие», такие «учителя» в пух прах критикуют других. Если кто-то обижается на слова «обличителя», то ответ можно услышать «проповедь» о гордыни и необходимости смирения. Вежливость и такт отвергается как что-то ненужное.

Но не стоит забывать о том, что правду надо говорить таким образом, чтобы не оскорбить чувства человека, иначе мы можем оттолкнуть его от себя своим хамством. Ближние перестанут доверять нам и прислушиваться (…читать дальше →)

Почему в неделю о мытаре и фарисее нет постных дней?

uhLFNCx8MdQПритча о мытаре и фарисее образно выражают ту духовную истину, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4: 6). Фарисеи были представителями общественно-религиозного течения в Иудее во II веке до Р.Х. – II веке по Р.Х. Их отличительной особенностью была сугубая ревность в деле соблюдения Закона Моисея. Религиозная жизнь требует от человека внимания к себе, нравственной чуткости, смирения и чистых намерений.

Если этого нет, постепенно наступает отвердение сердца. Неизбежно происходит подмена. Последствия ее – духовная смерть. Если вместо смирения появляется самомнение и гордость, вместо жертвенной любви – духовный эгоизм, то диаволу нетрудно овладеть таким человеком и сделать его пособником в своих делах. Люди неверующие или духовно невнимательные даже не знают и не догадываются, как часто они делают то, что желает враг нашего спасения.

Фарисейство – это не звание и не принадлежность к какой-то религиозной общности. Фарисейство – это состояние души. Оно начинается с самомнения и самовозвышения. Как только в человеке ослабевает внимание и строгость к себе, появляются первые ростки опасного растения, плоды которого могут умертвить (…читать дальше →)