Как происходит пострижение в великую схиму

ZyKEnZi-fngПринятие великого ангельского образа (греч. – «το μεγα αγγελικον σχημα», великая схима) – это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом (Флп. 1:23). Последование великого ангельского образа походит на чин пострижения в малую схиму, но совершается с большей торжественностью, строгостью, соответствующей высоте принимаемых обетов. С вечера в алтарь вносятся одеяния желающего принять святой образ и полагаются у подножия престола, дабы они освятились от близости трапезы Господней. На утрене в день пострижения поется особый канон, состоящий из молений о приемлющем святой образ. Принимающий схиму вступает в церковь во время малого входа Литургии, снимает с главы покров и с ног сандалии, трижды поклоняется земно. После входа с Евангелием поется тропарь дня, потом особые тропари и умилительные, покаянные антифоны: «Хотех слезами очистити моих грехов рукописание, Господи, и прочее живота моего благоугодити Тебе, но враг льстит мя и вземлет душу мою. Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!«. «Кто обуреваем и притек?яй к пристанищу сему не спасется? или кто, бол?знуя и прип?дая ко врачевству сему, не исцелеет? Содетелю всех и Врачу недужных, Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!«.»Овча (…читать дальше →)

Царские врата — когда появились и что они означают?

Когда появились царские врата и что они означают

Царские врата — когда появились и что они означают?

В центре местного — самого нижнего — ряда иконостаса находятся Царские врата. Символически они являют собой врата Рая, открывающие человеку путь в Царство Небесное.

В Византии Царскими вратами назывались центральные двери храма. После литургического возгласа священника «Двери! Двери!» служители закрывали вход в храм и на Евхаристическом каноне присутствовали только «верные», т. е. крещеные. Позднéе значение и наименование Царских врат перенеслось на центральные двери алтаря, расположенные прямо напротив Престола. Входить в алтарь через них могут только священнослужители и только во время богослужения. Открываются Царские врата в строго определенные моменты богослужения. А во время Светлой (Пасхальной) седмицы Царские врата не затворяются целую неделю.

Традиционно на двух створках Царских врат помещают фигуры архангела Гавриила и Девы Марии, образующие вместе сцену Благовещения, как символ того, что через Боговоплощение двери Рая, запертые после грехопадения человека, вновь стали для (…читать дальше →)

Дмитревский И.И. — Толкование Литургии (скачать)

Дмитревский И.И. - Толкование Литургии (скачать)

Дмитревский И.И. — Толкование Литургии

Дмитревский И.И. — русский богослов написавший подробное изъяснение Литургии. Его труд — «Толкование Литургии» имеет уникальное значение. Полное название книги — «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Литургию«. В своем знаменитом труде Дмитревский дает комплексное святоотеческое толкование образов и действий происходящих на Божественной Литургии. Книга по праву может называться настольной для каждого православного христианина.

Иван Иванович Дмитревский (1754 — ок. 1829) — выпускник Рязанской семинарии Славяно-греко-латинской академии. Служил переводчиком в Синоде, губернским секретарем. Преподавал древние языки в духовных учебных заведениях и в Московском университете. «Толкование Литургии» — одна из самых известных работ И. Дмитревского, в первый раз она была издана в Москве в 1804 г. Она стала первым в России трудом по литургическому богословию как научной дисциплине. «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на литургию» было представлено Александру I, благодаря чему автор удостоился высокой премии. Книга получила самый широкий отклик в духовных кругах. Известно, что к данной работе активно (…читать дальше →)