Беседа о молитве — митрополит Антоний Сурожский

Тексты, написанные в молитвослове, мы знаем наизусть. Слова молитв из утреннего и вечернего правила не «цепляют», лишь скользят по поверхности сознания. Нужно ли их повторять? Как молиться, чтобы это была беседа с Богом, а не выстаивание перед иконами? Об этом и многом другом — в беседах митрополита Антония Сурожского.

Об объеме молитвенного правила и раздражении

ZyKEnZi-fngСвятитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Избери себе правило соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мф.2:27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило — для человека, а не человек – для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преупеяния, а не служить бременем неудобоносимым, сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не

 должно служить поводомк гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних. Благоразумно избранное молитвенное правило, соответственно силам и роду жизни, является большим подспорьем для подвизающегося о своем спасении».

Духовная жизнь требует внимания к себе. Всегда есть опасность расслабиться и впасть в другую крайность — нерадение. Поэтому надо определить правило по силам и точно его выполнять. Главное – избавиться от раздражительности, уныния, страха и мнительности. Надо помнить, что Бог любит нас больше, чем мы себя. Молитвенное правило не самоцель, а средство стяжать духовные плоды: душевный мир, радостное упование (…читать дальше →)

Об экзорцизме в Таинстве Крещения и отречении от сатаны

ZyKEnZi-fngЗачем в Таинстве Крещения священник предлагает дунуть и плюнуть? Что значит «отрекохся»? Когда происходит запрещение и почему оно включено в чинопоследование?

Чинопоследование оглашения (молитвы перед Крещением) включает в себя обряд запрещения и изгнания нечистых духов (экзорцизм), следующий непосредственно за первой молитвой. Некоторые священники полагают, что эти запрещения являются «пережитком» темного средневековья, чуждым нашему просвещенному времени, и потому опускают большую часть запрещений. У Церкви всегда был опыт, подтверждающий наличие активных демонических сил, по которому зло – это не только отсутствие добра, а и присутствие чего-то темного, иррационального, но вполне реального, хотя источник этого присутствия может быть не сразу ясным и осознаваемым.

Так, например, каждый из собственного опыта знает, что ненависть – это не просто отсутствие любви, это присутствие в нас особой темной силы, могущей быть очень действенной и изобретательной. Под ее влиянием мы подчас не только не прощаем нанесенных нам обид, но пытаемся найти еще более злые слова, а то и действия, чтобы отомстить (…читать дальше →)