Почему душу сравнивают с сосудом?

Tjajca1Mb9EСлово это употребляет Сам Господь, говоря о св. апостоле Павле: «он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян.9:15).  В Новом Завете слово сосуд символически применяется к людям. Сам св. апостол Павел называет тело человека сосудом, в котором заключено сокровище: познание славы Божией в лице Иисуса Христа (2Кор.4:6).

По мере духовного подвига тело христианина, очищаясь и освящаясь, становится сосудом Святого Духа. На этом богословском учении основано в Православии почитание святых мощей угодников Божиих.

Стать сосудом Духа Святого может любой человек если направит свою волю согласно воли Божьей.

Слово «сосуд» употреблял Господь рассказывая притчу о неразумных девах. Под маслом в сосудах разумных дев церковь понимала человеческие добродетели души. Вот как это место цитирует святой Феофилакт Болгарский —

«Под маслом здесь подразумеваются вообще все добродетели, делающие человека достойным участия в пиру Царства Небесного, преимущественно же те, которые противоположны глупости, небрежности, легкомыслию (…читать дальше →)

Православный взгляд на свист

2nRiyNxqeIIВ народном сознании свист, как резкий звук, производимый без участия голоса, всегда ассоциировался с демонической силой. «Среди резких, нарушающих покой и размеренность жизни звуков особое место занимает свист – явление, неизменно связываемое в народных представлениях с призывом зла, лиха, беды, нечистой силы. В регламентации правил поведения эта связь отражается в целом ряде запретов, касающихся повседневной жизни.

В Священном Писании свист означает выражение презрения и насмешки.

И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и свистнет, и скажет: «за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?» (3Цар.9:8)

И сделаю город сей ужасом и посмеянием; каждый, проходящий через него, изумится и посвищет, смотря на все язвы его. (Иер.19:8)

Их мотивировки ясно указывают на демоническую природу данного звукового феномена. Свист входит в совокупность “неправильных”, “нечестивых” действий, составляющих левую часть оппозиций языческий–христианский, грешный–праведный» (А.А. Плотникова. О символике (…читать дальше →)

Почему грех Адама и Евы перешел на нас?

LbkAkGi-nJkГрех прародителей имел глубокое воздействие на человеческую природу, определившее всю последующую жизнь человечества, потому что созданный Богом человек пожелал сознательно и свободно вместо воли Божией установить свою воли в качестве главного жизненного начала. Попытка тварной природы утвердиться в собственной автономии грубо извратила божественный творческий план и привела к попранию богоустановленного порядка. Неотвратимым логическим следствием этого стало отпадение от Источника Жизни.
Бытие вне Бога для человеческого духа есть смерть в прямом и точном значении этого слова. Святитель Григорий Нисский пишет, что пребывающий вне Бога неизбежно пребывает вне света, вне жизни, вне нетления, ибо все это сосредоточено только в Боге. Удаляясь от Творца, человек становится достоянием тьмы, тления и смерти. По мысли того же святого, никому невозможно существовать, не находясь в Сущем. Любой, согрешающий человек вновь и вновь совершает адамово грехопадение.

В чем именно повредилась природа человека в результате эгоистического стремления утвердить свое бытие вне Бога? Прежде всего, все дарования и способности человека ослабли, потеряли ту остроту и силу, которая была у первозданного (…читать дальше →)