О кресте до Креста Христова

p-r6tg7GmW4До искупительной Жертвы Господа нашего на Кресте этот главный символ христиан был известен лишь в виде прообразов и предызображений.
1. Когда во время 40-летненго странствия по пустыне евреи стали роптать на Бога, то в наказание они подверглись нападению ядовитых змей, которые жалили народ. Много людей умирало. Тогда Господь сказал Моисею: сделай себе змея и выставь его, и ужаленный, взглянув на него, останется жив (Чис.21:8). Этот медный змей (евр. нехуштан) по преданию возвышался на крестообразном древке. Сам Господь наш указывает на него как на образ Своей крестной смерти: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:14-16).
2. Когда израильтяне воевали в Рефидиме с амаликитянами, Моисей, Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои,одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой [стороны]. И были руки его подняты до захождения солнца (Исх.17:10-12). Моисей, подняв руки, изображал собой крест.
Есть еще символы креста в Ветхом Завете. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Этот честный крест прообразовало (…читать дальше →)

Что изображают на росписях в алтаре?

UaPSMpzQwvsВ  системе росписи алтаря православного храма, которая в главных чертах сложилась к XI веку, центральное место отведено образам Христа и Богоматери. Они находятся в верхней части центральной апсиды (конхе), представлены в рост или сидящими на престоле. Под ними помещают сцену «Причащение апостолов». В центре ее  — престол со святыми дарами, по сторонам от которого — Христос и две группы апостолов во главе с Петром и Павлом. Христос изображен в этой сцене дважды, справа и слева от престола, преподающим ученикам Свои пречистые тело и кровь под видом хлеба и вина. Ниже под «Причащением апостолов» обычно находятся образы святителей, епископов Вселенской и местной церкви. Их фигуры могут быть развернуты фронтально и обращены лицом в сторону основного пространства храма. Чаще, однако, они изображаются служащими, т. е., совершающими Божественную литургию. Рядом со святителями помещают фигуры сослужащих им архидьяконов Стефана, Лаврентия, Евпла или Романа. Все изображения в алтаре связаны с богослужебным литургическим назначением этой части храма.

Дмитрий Трофимов

Что значит — «пути Господни неисповедимы»?

JH5hDE9sh0QИсточником этого афоризма являются слова св. апостола Павла: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим.11:33).

Апостол изумляется величием и премудростью Божественного Промысла, который непостижимыми для человека путями ведет человечество к предназначенной Им от века цели. «О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их» (блаж. Феофилакт). Славянское слово неисповедимый значит «невыразимый словами», «неизреченный».

О путях Божественного Промысла мы знаем в той мере, в какой Сам Господь нам открывает для нашего спасения. Все, что сверх этого, сокрыто в бесконечной Премудрости Божией. «Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: “Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего (…читать дальше →)