Где грань между обличением и осуждением?

MtEypSrjY80Обличение – указание человеку (группе людей, народу) на совершение им греха и объяснение или акцентирование внимания на пагубности такой практики.
Обличение должно быть связано с состраданием и любовью к человеку, обличению должна предшествовать молитва, целью обличения должно быть исправление греха самим грешником или предупреждение от подобного поведения окружающих.

Грань между обличением и осуждением проходит там, где разделяются грех и добродетель. Путаем мы обличение и осуждение по той причине, что, как правило, не знаем, что такое правильное обличение, и говорим обычно лишь об осуждении. Обличать должно с любовью… Делать это можно только конкретно, ответственно, обоснованно, и притом так, чтобы это вело к исправлению, и вообще имело благие последствия…

Здравое обличение является абсолютной необходимостью для нормальной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Осуждение же всегда является злом…

Осуждая других людей, человек поступает по своей злобе и другим страстям. Если же он осуждает зло в себе – то это ведет (…читать дальше →)

Когда не хочется вставать на Литургию…

4_DUGSpvN2cНаверняка у многих верующих не бывает ситуации, поданной в названии. И на Литургию вставать всегда хочется, и правило молитвенное утром и вечером читается без труда, и посты соблюдаются строго и без самопослаблений.  Но что если каждый шаг в духовной жизни дается с большим трудом? Что если не хочется поститься? И вместо молитвы только в сердце звучит «Господи, Ты прости, сейчас не могу. Наверное, завтра помолюсь. Завтра уж точно». Как работать над собой, когда не хочется вставать на Литургию — тема беседы с известным в Киеве духовником, клириком Свято-Вознесенского храма на Димеевке (один из немногих храмовКиева, который никогда не закрывался) протоиереем Константином Курбановым.

— Отец Константин, вы, как духовник, много исповедуете. Насколько часто среди верующих встречается такое явление, как леность в духовной жизни?

— Вы помните притчу о сеятеле? Она гласит, что земля нашего сердца, бывает, не плодоносит по каким-то причинам, а то и совершенно бесплодна. Совершенно неплодной оказывается земля, которую Господь сравнивает с той, что при дороге. Все остальные почвы имеют в себе способность к плодоношению, а эта совершенно чужда всякому духовному сеянию.

Это (…читать дальше →)

Победить осуждение — духовные приемы

20144.bО том, почему так привычно и естественно осуждать, как и зачем с этим бороться, почему Христос никого не судит и как же быть с понятием Страшного суда, рассуждает настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, окормляющий священнослужителей Западного викариатства Москвы, протоиерей Георгий Бреев.

Если всматриваться в себя и стараться увидеть свои склонности, то мы легко заметим, что в нас есть уже наработанная привычка осуждать.

Священнослужители, исповедуя людей, очень редко встречают человека, который бы мог сказать: «А я никого не осуждаю». Это приятно услышать, но такое состояние — скорее исключение…

Осуждение есть проявление нашей гордыни, которой мы присваиваем себе возможность судить о другом человеке. Самопревозношение свойственно каждому человеку, оно всем нам глубоко привито. Чувство самодовольства, самоценности всегда нас изнутри греет: «Он такой красивый, хороший, а я еще красивее и лучше!» — и сразу нам тепло на душе. Все приятное, что мы слышим в свой адрес, нас радует, а чуть скажи что-то вопреки нашему мнению о себе… о, брат ты мой! Некоторые даже приходят в ярость от такого: «Что ты мне сказал?!» Ощущение самоценности (…читать дальше →)