Соборование. 10 вопросов о Соборовании

Соборование. 10 вопросов о СоборованииСоборование. 10 вопросов о Соборовании

Во время Великого поста почти во всех храмах по традиции совершается соборование или по-другому оно еще называется Таинством Елеосвящения. О самом Таинстве, о его смысле и значении написано уже немало брошюр и статей. Хочется рассказать о практической стороне Таинства.

В каких случаях необходимо собороваться и как часто?

Есть разные мнения. У нас даже в Духовной Семинарии преподаватели высказывались по этому поводу по-разному. Одни говорили, что Таинство Елеосвящения должно совершаться только над болящими и здоровым людям нет смысла собороваться. Другие говорили, что абсолютно здоровых людей нет и нужно собороваться всем, но не чаще чем раз в год, например, в Великом Посту. Дело в том, что такие вопросы лучше всего обсуждать лично со своим духовником.

Читайте так же:

Нужно ли соборование здоровому человеку?

А зачем на самом деле нужно собороваться?

Очень хорошо по этой теме выразился протопресвитер Александр Шмеман: «Но мы знаем, — пишет он, — что всякое таинство есть всегда переход и преложение… Христа просили об исцелении, а Он прощал грехи. У Него искали «помощи» нашей земной жизни, а Он преображал ее, прелагал в общение с Богом. Да, Он исцелял болезни и воскрешал мертвых, но исцеленные и воскрешенные им оставались подверженными неумолимому закону умирания и смерти… Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время! — его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении его восприятия болезни, страданий и самой смерти… Цель таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу». Другими словами соборование нужно для того, чтобы человека укрепить в болезни, духовно поддержать его.

(…читать дальше →)

Боговоплощение. Почему Богу нужно было стать человеком?

БоговоплощениеБоговоплощение. Почему Богу нужно было стать человеком?

(Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим  о Боговоплощении.)

Тема нашего сегодняшнего разговора – Боговоплощение, Рождество Христово. Веселая жизнь, которую захотели Адам и Ева, привела к величайшей трагедии. Всё началась с непослушания. Господь создал весь этот видимый мир для того, чтобы творение наслаждалось Творцом. Сердце человеческое не может жить без любви и без веселья. У нас есть с вами потребность в любви, есть потребность в наслаждении, но это наслаждение должно быть безгрешным, а по грехопадению эту богодарованную потребность в наслаждении Адам и Ева превратили в греховную, в греховное движение, в греховное направление сил человеческой природы.

Каково было устроение человеческой природы в первозданном Адаме, ещё до грехопадения? Человек двусоставен: у него есть душа и тело, высшая сила души – это дух, иногда его даже выделяют как третью составную часть человеческой природы, но сама душа – неделима, и поэтому её высшая сила, высшее проявление – это дух. И вот этот дух – высшая составляющая человеческой природы – должен жить в Боге, потому что Бог тоже Дух и сродное соединяется со сродным. Человек духом должен жить в духе Божьем. И обоженый дух питает душу, душа таким образом получает энергию и силы от Духа, который живет в Боге, а плоть получает движение, силу и жизнь от обоженой души.

(…читать дальше →)

Наказывает ли Бог катастрофами и стихийными бедствиями?

Наказывает ли Бог катастрофами и стихийными бедствиями?Наказывает ли Бог катастрофами и стихийными бедствиями?

Всякий раз, когда в мире происходит катастрофа большого масштаба, — будь то авария на Саяно-Шушенской ГЭС или  землетрясение и цунами в Японии, — сразу же появляются (в том числе и среди христиан) утверждения, что это наказывает Бог за конкретные грехи конкретных людей и целых народов. И даже указывается — за какие именно прегрешения Бог утопил (облучил, сжег, погубил в разрушенном доме и т. д.) нераскаявшихся грешников.

Одни соглашаются с подобной точкой зрения: «Открой Библию, и ты увидишь много примеров Божьего гнева и казней!». Другие ее отвергают — как несоответствующую современным представлениям о гуманизме.

Так наказывает ли Бог катастрофами и стихийными бедствиями?

Давайте же, основываясь на тексте Писания и его объяснениях у святых отцов, посмотрим — насколько такая логика соответствует православному пониманию Божьего наказания за грех.

В разговорах о происхождении зла, о его причинах и смысле, часто сквозит что-то неприятное, режущее нравственный слух. Наверное, потому, что с одной стороны здесь стоит реальная человеческая боль и горе, а с другой — холодное рассудочное построение, непричастное к этой боли и лишь спокойно раскладывающее ее на составляющие компоненты, как бы говоря: «Вот видишь — все сходится. По-другому и быть не могло». Но вряд ли страдающему от зла человеку станет легче от подобных объяснений.

(…читать дальше →)