Автор:Анатолий Баданов

Толкование Библии — каких отцов читать ?

Толкование Библии - каких отцов почитать ?

В Евангелии от Луки описывается событие, когда Христос, прежде чем начать объяснять ученикам таинственные пророчества Писания, отверзает им ум — Тогда отверзе им ум разумети писания и рече им, яко тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу и воскреснути от мертвых в третий день (Лук.24:45-46)

Здесь ясно показано, что без особого вмешательства Божьего человек не в состоянии понять Священное Писание. Ему нужно чтобы Бог «отверз ему ум для разумения«.

Кто же такие люди, которым Бог отверз ум? Это учителя церковные. Учительство это такой же дар, как и дар пророчества или апостольства, об этом пишет ап. Павел — И овых убо положи Бог в Церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей: потом же силы, таже дарования исцелений, заступления, правления, роди языков. (1Кор.12:28) То есть это те люди, через которых Бог даровал церкви правильное, неискаженное понимание Писания и православия в целом.

Такие отцы называются в церкви — экзегеты. Экзегетика (от греч. ?????- толкование, объяснение) – раздел богословия, занимающийся истолкованием смысла Священного Писания.

Экзегетика предполагает постижение Священного Писания в его глубине и святости. Поэтому выдающимися экзегетами Церковью признаны Святые Отцы, засвидетельствовавшие истинность своего комментария Библии высокой духовной жизнью в Боге. Основание православной экзегетики – святоотеческая традиция истолкования библейского текста, в связи с чем экзегетика тесно связана с патристикой. Православная экзегетика является святоотеческой (патристической) экзегетикой.

Желающим постигать Священное Писание, я бы хотел посоветовать труды таких отцов, как :

Кирилл Александрийский
Астерий Амасийский
Блаженный Августин 
Феофилакт Болгарский 

Григорий Богослов
Афанасий Великий
Иоанн Златоуст
Василий Великий
Григорий Двоеслов
Феофан Затворник
Зигабен Евфимий мон.
Максим Исповедник (избранные места)
Зверев Петр свщмч. — Экзегетический анализ первых двух глав Послания апостола Павла к Евреям
Иерапольский Папий свт. — Истолкование Господних изречений
Кесарийский Андрей 
Медиоланский Амвросий
Неокесарийский Григорий
Феодорит Кирский 
Григорий Нисский
Палама Григорий
Пелусиот Исидор преп. — Толкование на некоторые места книги пророка Исаия
свщмч. Полянский Петр — Исследования на апостольские послания
Попович Иустин преп
Пьянков Палладий
Римский Ипполит
Ефрем Сирин
Тобольский Гермоген свщмч. — Толкование на Апокалипсис
Фессалоникийский Семион

СОВРЕМЕННИКИ

Дроздов Филарет митр.
Архиепископ Аверкий (Таушев) (различные труды)
Барсов М. В. — Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса
Болгарский Иоанн экзарх — Шестоднев
Болотов В.В. — Валтасар и Дарий Мидянин — опыт решения экзегетической проблемы.
Глубоковский Н.Н.(различные труды, я бы советовал приобрести все тома)
Лузин Михаил еп. — Очерк истории толкования Библии
Кинешемский Василий свщмч. — Беседы на Евангелие от Марка
Гладков Б.И. — Толкование Евангелия (Его труды в свое время рекомендовал Иоанн Кронштадский)
Каменский Никанор археп. — Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям
еп. Милеант Александр
Могилевский Евсевий археп.
Никанор еп. — Экзегетико-критическое исследование послания к евреям
Образцов П, прот. — Опыт толкования книги св. пророка Захарии (магистерская диссертация)
Тиров Ф. — Первое послание святого апостола Павла к Фессалоникийцам
Херасков Михаил прот. — Послания и Апокалипсис. истолковательное обозрение
Храповицкий Антоний митр. — Толкование на книгу пророка Михея
иерм. Ярошевский Георгий


Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»