Автор:Анатолий Баданов

Суббота — как Церковь относится к субботе?

Суббота - как Церковь относится к субботе?Суббота — как Церковь относится к субботе?

Суббота для древних христиан в еженедельном богослужебном круге была вторым по значимости праздником после воскресения (малой Пасхи), в которое, соответственно, вспоминается Светлое Воскресение Христово. Понятно почему. Это ветхозаветное установление, основанное на Пятикнижии святого пророка Моисея: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:3). Слово «суббота» имеет еврейское происхождение и обозначает «день покоя». Поэтому в богослужениях ветхозаветной Церкви субботе уделялось особое внимание. Данное установление пришло и в нашу – Новозаветную Церковь.

С литургической стороны это очень хорошо заметно в великопостных седмичных службах. В будние дни Четыредесятницы запрещено служить Литургии, на которых пресуществляются Святые Дары (святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого), так как Литургия сама по себе – это радость богообщения, а Церковь в будние дни Великого поста призывает нас к сокрушению о своих грехах и покаянию. Но в субботу и воскресенье Четыредесятницы пост послабляется. Священник облачается вместо черных риз в золотые. И в субботу служится Литургия святителя Иоанна Златоуста, а в воскресенье – святителя Василия Великого. Также в субботу и воскресенье послабляется пост – вместо сухоядения пища с елеем. И даже разрешено употребление вина в разумных пределах. Все эти литургические факты нам ясно говорят о том, как Церковь относится к субботе. К тому же и в догматическом и священноисторическом смысле (уже новозаветном) суббота предваряет Воскресенье Христово, становясь с ним единым неразрывным целым. Вспомним воскрешение Лазаря, произошедшее в субботу, и сошествие воскресшего Христа в ад, которое тоже случилось в этот день.

Исходя из вышеперечисленных фактов, 64-е Апостольское Правило гласит: «Аще кто из клира усмотрен будет в постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великия Суббота): да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен».

Но важно учитывать исторический фактор. Известный сербский святой канонист, церковный историк и священноисповедник епископ Никодим (Милаш) писал о том, что в древней Церкви под постом понималось сухоядение, во время которого воспрещается есть целый день до вечера, а вечером разрешалось принимать только строго постную пищу без рыбы. «Следовательно, не должно понимать этого правила так, что каждую субботу и воскресение, даже и во время Четыредесятницы, разрешается есть рыбу и мясо – в эти дни воспрещается только сухоядение и разрешается менее строгий пост, чем в остальные дни постных недель», – пишет сербский святой в сочинении «Правила святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями».

Потому применять древние церковные правила в современной жизни, на мой взгляд, следует очень осторожно и рассудительно. Ведь люди раньше жили иначе, и мы во многом их не можем понять. Те правила, которыми руководствовались древние христиане много столетий назад, сейчас требуют истолкования, расшифровки. Часто мы не понимаем без дополнительных исторических исследований, что имели в виду древние отцы Церкви. Потому, прежде чем руководствоваться этими правилами, лучше обратиться к своему духовнику или опытному священнику за советом.

Если говорить конкретно о евхаристическом посте, то есть посте перед причастием Святых Христовых Тайн, то в нем на протяжении церковной истории были различные практики причащения. Так, например, в апостольские времена христиане причащались вечером во время приема пищи на агапах – «вечерях любви». Во II–III веках причащение во время агап уже почти повсеместно запрещается в силу полуязыческого неблагоговейного подхода некоторых христиан к Святым Тайнам. Люди приходили не на богослужение, а просто покушать.

Непосредственно сам евхаристический пост, включающий полное воздержание от пищи и пития в день причащения, окончательно сложился в IV веке.

Позже в Византийской империи к XI–XII столетиям в монашеской среде установилась традиция причащаться не только после евхаристического поста, но и после более длительной подготовки, включающей пост, исповедь, прочтение пред принятием Святых Христовых Тайн особого молитвенного правила, зародившегося и начавшего развиваться именно в эту эпоху. Сейчас данное правило составляет известные всем православным три канона и Последование ко Святому Причащению.

В 1699 году в священнические служебники была включена специальная статья «Учительное известие». В ней содержится указание о семидневном посте перед причастием. Но этот срок может быть сокращен до трех дней или, в крайнем случае, до одного дня по великой нужде.

В XIX веке святитель Феофан Затворник писал: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать из должным приготовлением и паче – со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно». Вот зачем нужно дополнительное приготовление, чтобы размягчить, подготовить душу к великому Таинству Причастия.

Документ «Об участии верных в Евхаристии», одобренный на Архиерейском Совещании РПЦ 2-3 февраля 2015 года, гласит: «Практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника».

Потому нам следует понимать, что христианин должен согласовать свою процедуру подготовки к принятию Святых Христовых Тайн с духовником, а в случае его отсутствия – с опытным хорошо знакомым священнослужителем. И вместе по благословению батюшки определить необходимую для каждого меру поста и молитвенных правил.

Митрополит Антоний Сурожский в своем докладе в Московской духовной академии 25 декабря 1973 года отметил: «Мы тоже создаем кумиров в своем роде. Есть люди, которые себе создают кумира на низшем уровне из типикона, из уставного богослужения, из определенного типа пения, из определенного типа иконописи. Все это – правда, все это справедливо; но это не все. Есть место у святого Григория Богослова, где он говорит, что, если мы соберем все данные Священного Писания, все учение Церкви о Боге и из этого сделаем вполне законченную картину и скажем: «Вот наш Бог», – мы станем идолопоклонниками. Потому что все, что мы знаем о Боге, это отблески и приближения, а Бог всегда бесконечно глубже и больше, и всякая законченная картина – ложь, идол. Поэтому нам самим надо в этом отношении быть осторожными». Ведь как сказал Господь наш Иисус Христос: «…Суббота для человека, а не человек для субботы: посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2:27, 28).

Иерей Андрей Чиженко