Автор:Анатолий Баданов

Смирение Божьей Матери

Смирение Божьей МатериСмирение Божьей Матери

…после того как я привел эти свидетельства Писания о смирении некоторых святых, думаю, будет хорошо и весьма полезно дерзнуть нам сказать и о высочайшем смирении Царицы всех святых, то есть о смирении Пречистой Приснодевы Марии. Но прежде, думаю, будет хорошо размыслить о том, есть ли еще среди словесных созданий — среди людей и Ангелов — кто-нибудь, кто удостоился бы столь великих и духовных дарований, как Пречистая и Пресвятая Дева Мария.

Поистине, ни одно из созданий Божиих земных и небесных не достигало такой славы и таких даров, как Пресвятая и Пречистая Матерь Божия. О Ней Бог изначала возвестил прародителям нашим Адаму и Еве и прикровенно явил им, что через Нее произойдет спасение и будет сокрушена глава змия (см.: Быт. 3: 15). Дух Святый устами великого пророка Исаии указал на Нее, что Она будет той Девой, Которая родит Еммануила (см.: Ис. 7: 14); на Нее указал Дух Святый, что Она сидит Царицей, прекрасной и преукрашенной дарами, одесную Бога (см.: Пс. 44: 10). Ей поклонилась и Ее ублажила Елисавета, матерь божественного Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя Господа нашего Иисуса Христа, назвав Ее Матерью Господа (см.: Лк. 1: 43). Она Матерь и Дева Всенепорочная, Которую ублажат все роды (см.: Лк. 1: 48), Она Та, Кто обрела благодать у Бога (см.: Лк. 1: 30). О Ней было предсказано, что Она пребудет Девой и после рождества (см.: Ис. 7: 14).

Она удостоилась величайшей славы из всех творений Божиих, будучи названа Церковью Православной Богородицей, ибо Родившийся от Нее был воистину и Бог, и Человек. Ее восхваляет вся Церковь Божия и называет Ее честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим. Эту преславную честь обрела Пречистая и Пресвятая Дева Мария, ибо через Нее Бог совершил таинство, от века утаенное и Ангелам неведомое, спасения рода человеческого и через Нее совершилось самое тесное единение Бога с людьми. Не единение по благодати и не единение по воле, а единение самое высокое и самое совершенное, то есть единение по Ипостаси Слова Божия с ипостасью человеческого естества.

Итак, ты видишь, брат мой, каких даров и какой чести удостоилась от Бога Пресвятая и Пречистая Дева Мария. А теперь встает вопрос: что было причиной такой славы и достоинства? Девство ли Ее пречистое? Благородный ли царский род Давидов, из которого Она происходила? Святость ли Ее жизни, ибо Она пребывала всегда в молитвах и воздержании и размышлении о Божественных Писаниях? Ангельское ли Ее житие, которое Она вела во Святая святых в течение двенадцати лет? Ради этих ли только добродетелей Она избрана была Богом из всех родов? Нет! Воистину нет!

Благими были все эти добродетели Пречистой Девы и достойны похвал от Бога и людей. Но знай и будь твердо уверен, что самая великая и самая святая добродетель, которую носила Пречистая Дева в сердце Своем,— это дорогой и бесценный камень смиренномудрия. Ибо смирение Ее было более всех остальных Ее добродетелей, и оно было причиной Ее избрания и призвания. И это мы можем понять из самого пророчества Пречистой Девы, сказавшей Духом Святым: призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его (ср.: Лк. 1: 48–49).

Это великое смирение Святой и Пречистой Девы Марии мы видим и когда Она, стоя перед Архангелом Гавриилом, называет Себя Рабой, при всем том, что Она понимала из благовозвещанного Ей, что обрела благодать у Бога, что Она благословенна в женах и преисполнена благодати Божией и что Младенец, Который родится от Нее, назовется Сыном Божиим (см.: Лк. 1: 28, 35). При всех этих высоких благовещениях и ублажениях Архангела Она не превознеслась сердцем, но со смирением сказала Ангелу: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1: 38).

Итак, брат , еще раз привожу тебе это на память, чтобы ты понял и твердо знал, что самой высокой добродетелью, украсившей жизнь Пресвятой и Пречистой Девы Марии, было смирение. Ради Ее превеликого смирения призрел на Нее Преблагий Бог и избрал Ее стать Матерью Сына Своего единосущного и единославного. Воистину, где обрелась великая глубина смирения, там преизбыточествовала и всеславная высота благодати. Ибо насколько сердце Пречистой Святой Девы было глубже смирением, настолько более превознеслась в Ней благодать Божия, чтобы исполнить слово, говорящее: В сердце глубоком возвысится Бог (ср.: Пс. 63: 7–8).

Вот, брат Иоанн, в сказанном доселе я привел тебе несколько свидетельств на вопрос братства твоего, дабы ты знал, что все святые и праведники Божии, как и Царица всех святых Пресвятая и Пречистая Матерь Божия, помимо всех прочих своих добродетелей, украсились, словно бесценным венцом, смирением высочайшим и честнейшим и в нем стяжали от Бога благодать и милость в жизни сей и в бесконечной.

Архимандрит Клеопа (Илие),
Перевела с румынского Зинаида Пейкова