Автор:Анатолий Баданов

Сквернословие или православный взгляд на мат

Сквернословие или православный взгляд на мат

Сквернословие или православный взгляд на матСквернословие или православный взгляд на мат

Статью про сквернословие (или как христианство смотрит на мат) хотелось бы начать с цитаты Киприана Карфагенского, святого III века — «Воздерживайтесь… от ругательства (сквернословия) и злоречия, потому что и злоречивые Царствия Божия не наследуют«. Святитель Киприан цитирует апостола Павла, который в 6 главе первого послания в Коринф перечисляет пороки людей из-за которых они не могут войти в Царство Божие. Апостол ставит грех сквернословия наряду с грехом идолослужения, блуда, воровства, алчности и гомосексуализма — «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.» (1Кор.6:9-10)

Апостол не просто так ставит в один ряд сквернословие с такими тяжелыми грехами. Это не просто его мнение или педагогический элемент послания. Как мы знаем из его же слов, что не он сам потрудился в деле миссии и написании посланий, но благодать (1Кор.15:10), то есть Сам Господь через апостола. Следовательно такое поставление в один ряд с очень тяжелыми грехами, это не мнение апостола, а взгляд Божий на нас. Вот насколько сквернословие тяжело перед Богом, сквернословие, которое, к большому сожалению, сегодня так часто можно услышать не только из уст необразованного человека, но и из медийных площадок.

Слово само по себе это просто звукоформа, которая сформирована тем, что мы желаем сказать. В Евангелие Господь так и говорит — «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.» (Лук.6:45). То есть, не слово первично, а то что зарождается у нас в сердце. Что-то рождается очень долго и вынашивается длительное время, например признание в люби, а что-то рождается молниеносно, например сквернословие, когда кто-то подрезает нас на дороге или когда, к примеру, что-то тяжелое падает на ногу человеку. Все рождается в сердце человека и то, что родилось внутри, то и наполняет по сути те звуки, которые мы сознательно издаем.  Задуматься только, сколько же скверны находится в сердце человека, который употребляет мат иногда даже не задумываясь об этом.

У одного старца в древности было видение, как бесы давали сделать душе глоток нечистот, когда человек употреблял сквернословие. Он видел души совсем полные зловонной грязи, и те, у которых был испачкан только рот, как будто испражнениями.

Мы часто не задумываемся, что происходит в духовной сфере нашей жизни. Мы живем тут в материальном, физическом мире и редко вспоминаем о том, что человек имеет не только тело, но и душу и дух. И все что происходит здесь на земле имеет отражение в духовном мире. Уже с древности замечено и многие святые писали об этом, что употребляющему сквернословие, крайне трудно молиться, если не сказать — невозможно. Сердце полно скверны (отсюда и слово — сквернословие), и поэтому такой человек может молиться только устами, сердце его так и будет оставаться в скверне и не участвовать в молитве, пока он не решит покаяться и дистанцироваться от этого греха. Апостол Иаков так и восклицает в своем послании «не может из одного источника истекать и горькая, и сладкая вода«, а апостол Павел дает более жесткое сравнение — «Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2Кор.6:15). (Велиаром, а точнее по еврейски — Белиял — называли Люцифера.).

Святыми отцами сквернословие, не важно на каком оно сказано языке, всегда называлось языком бесов. Ведь как и в молитве к Богу, важно чтобы предстояло Ему сердце человека, так и в призывании бесов в свою жизнь, важно даже не сколько слово, а сердце, которое рождает эту скверну. Ведь можно сомкнуть уста, а внутри быть исполненным скверны и злобы. Это и есть молитва бесов, бесовский язык, как говорили святые. В сороковом Псалме даже есть такие слова — «слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более» (Пс.40:9). Поэтому не стоит удивляться тому, как говорит народная мудрость — Господь не слышит сквернослова.

Отец Сергий Правдолюбов, как-то рассказывал об одном заключенном из Соловецкого лагеря в сороковых годах.   Этот человек не имел высшего образования, не учился в семинарии или духовной академии, но употреблял сквернословие с такими тонкостями богохульства, что это просто невозможно было для человека без знания догматики и христианского богословия. Из всего этого духовным людям было отчетливо видно, что это не просто его мысли, а некая трансляция мыслей и слов тех сущностей, которые всегда будут бороться с Богом и человеком.

Апостол Павел в послании к Ефесянам, пишет — «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4: 29–30). Как видим из слов апостола, то, что он называет гнилыми словами, оскорбляет Бога Святого Духа. То есть, сквернословие — это не просто какая-то присказка или привычка, это прямое оскорбление Самого Господа. И не важно на каком языке это прозвучит, на изощренном русском или на скудном на сквернословие каком-либо другом языке. Суть, как я уже говорил, не в самой словоформе, а в скверне, которая рождается вначале в сердце человека и потом облекается или в слово или в мысль.

Существует несколько версий происхождений сквернословия (мата) в христианских странах. Например, если брать Россию, то ученые расходятся на два лагеря. Одни говорят, что он произошел из темного язычества, где было поклонение фаллическому символу и прочим мерзостям, и то что используется в матерных словоформах представляет собой части древних языческих заклинаний для призывания нечистых сил, об этом в частности пишет епископ Варнава (Беляев). Другие говорят, что мат произошел от татаро-монгол, которые старались оскорбить христианскую веру и таким образом издевались над пленными христианами. Для примера возьмем на первый взгляд литературную, известную крылатую фразу Пушкина в письме к Вяземскому — «Ай да Пушкин, ай да сукин сын«. На первый взгляд она не такая безобидная. Но если посмотреть этимологию последних двух слов, то по мнению некоторых ученых филологов, мы узнаем, что изначально они применялись татарами ко Христу и Божьей Матери. И вот уже крылатая фраза, ставшая к сожалению литературной, уже не кажется такой безобидной. И так со многими матерными выражениями, которые наш народ употребляет даже не задумываясь о его смысле. Например все матерные формы связанные с упоминанием матери, имеют происхождение или к Богоматери или к оскорблению четвертой заповеди — «почитай отца и мать». Не даром кем-то из святых древности сказано — «Мат — молитва сатане и оскорбление Богоматери. Не удивляйся бедам в своей жизни«.

Мне вспоминается один случай. Я был еще ребенком и жил в деревне. У нас по соседству жил дедушка, очень добрый человек, очень трудолюбивый, все буквально крутилось и вертелось в его руках, но был у него один порок, он постоянно ругался матом. И вот однажды к нам в деревню направили молодого священника чтобы он восстанавливал порушенный храм. Я помню, как батюшка пригласил для знакомства всех желающих, накрыл стол возле храма. Было лето. Мы конечно же с ребятишками пошли в обязательном порядке, потому что там обещали бесплатные блины. И придя туда я увидел, как батюшка беседует с дедом Олегом. Дедушка говорил — да я так матюкаюсь то для связки слов, жизнь такая батюшка, без мата никуда. Да я и не ругаюсь на нем, я на нем разговариваю. Батюшка говорит ему — Олег Митрофаныч, ну ты же в Бога веришь? — А как же, все мы верующие, крещеные. Батюшка опять говорит ему — ну ты же знаешь, что это грех? Ты посмотри какой ты сильный, вон о тебе слава на всю Александровку идет, неужели не можешь обуздать язык свой? Матюкаться легко, а ты попробуй с такой же легкостью, хотя бы про себя, говорить — Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного….

Я не помню, чем закончилась эта беседа, но помню, как однажды, дед Олег, сидя на лавочке возле своего дома, сказал моему родственнику — вот жеж батюшка у нас, правда что, по привычке матюкаться то легко, а вот молитву его читать не получается, постоянно ее забываю. Как будто-то прям кто-то из башки моей вынимает ее.

Лично для меня эта история является еще одним подтверждением того о чем я уже сказал выше.

Конечно, не нужно думать, что до татаро-монгол у нас на Руси жили только благочестивые язычники, которые не знали, что такое мат. Знали, как и все прочие народы древности. Ведь, как я уже говорил, суть не в словоформе, а в сердечной скверне, которая зарождается внутри человека и выплескивается наружу через слово или мысль.

Нужно сказать, что после Крещения Руси сквернословие всегда считалось бесовским языком. За сквернословие всегда строго наказывали, потому что считалось, что за это народ навлекает на себя стихийные бедствия от Господа, несчастья и болезни, так как матом изгоняет благодать и оскорбляет Святого Духа. О том что это всегда считалось языком бесов, можно увидеть из исторических документов. Например, указ царя Алексея Михайловича о свадебных обрядах. Там есть таки строки — «чтобы на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили». Там же, немного ниже, говориться и о святочном сквернословии: «А в навечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления… чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися«. Как тут не вспомнить слова Иоанна Златоуста — «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает«.

Под конец я приведу еще один пример, который известен почти каждому, кто хоть однажды видел чин отчитки или говоря другим языком — чин православного экзорцизма. Когда происходит изгнание беса из человека, то чаще всего бес кричит из несчастного таким отборным матом, что уши сворачиваются в трубочку. Причем, были случаи, когда бесы кричали и из маленьких детей. Вспомним известную историю из жизни недавно почившего архимандрита Германа (Чеснокова). Отец Герман имел благословение от покойного патриарха Алексия II проводить чин отчитки в Троице Сергиевой Лавре. Однажды, как он сам рассказывал, принесли в храм ребенка, чтобы отец Герман крестил его. Батюшка удивился, что же вы в монастырь то его принесли, идите крестить в приходской храм. А родители настаивают, мол настоятель сказал к вам идти. Вы крестите и все тут. Девочке было около трех лет. Отец Герман согласился. Приготовил все необходимое. И когда он поставил ребенка в купель, как начал из трехлетней девочки басом орать бес, да таким матом, что, как говорил отец Герман, чуть не поседел там же.

Мы употребляем эти слова даже не задумываясь о том, что они значат. Один уважаемый духовник у нас в Воронеже рассказывал мне такую историю. Одна прихожанка из Благовещенского Собора попросила, чтобы именно он освятил ее квартиру. Когда батюшка предложил, чтобы требу провел молодой ставленник, то женщина стала умолять чтобы освятил именно он, потому что в ее квартире завелся бес. Она рассказала, как однажды она мыла посуду, как вдруг будто кто-то зажал кран пальцем и струя сильно брызнула ей в лицо. Она отпрянула в ужасе и спиной уткнулась во что-то очень большое. Повернулась а там никого. Та закричала, мол кто здесь? А голос отвечает — ты же звала, вот я и пришел. Она в ужасе выбежала в чем была из квартиры. Позвонила маме. Та сказала, что нужно ехать к старцу Николаю из Акатова монастыря, он тогда еще жив был. Там ей и сказали, что все это произошло от того, что она часто чертыхалась, использовала, то что мы называем «черные слова» с упоминанием черта.

Увы историй таких не мало, но всех их объединяет только одно — мы не задумываемся или совершенно забываем о том, что живем не только в материальном мире, но и в духовном. Святые отцы говорили, что человек одной ногой стоит здесь в земном мире, а другой в духовном, потому что человек не только материален, но имеет по мимо тела и душу и дух. И все что мы делаем здесь имеет прямое отражение и воздействие на нашу духовную составляющую. И это касается не только слов, но и поступков и мыслей. Ведь мысль это тоже слово, хоть и внутреннее. А как сказал Спаситель, за каждое слово после смерти мы будем давать отчет. Поэтому будем же хранить себя в чистоте от бранных слов и нечистых мыслей. А если и падем по привычке, то тут же будем просить прощение у Господа. Вставать раз упали и вновь бороться и карабкаться. Как бы глубоко грех не пустил корни в наше сердце и душу, будем помнить, что за любовь к Господу и одно лишь желание освободиться от греховного плена и хоть какую-то борьбу, Бог непременно будет помогать нам через благодать молитвы и наше участие в Церковных Таинствах.

Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»