Автор:Анатолий Баданов

Родословная Христа. Почему есть различия в Евангелиях

О различиях родословной Христа в ЕвангелияхРодословная Христа. Почему есть различия в Евангелиях от Матфея и Луки.

Различия между родословными у ап. Луки и ап. Матфея проистекает из правовых последствий так называемого левирата. Левиратом называется Моисеево установление, в силу которого брат израильтянина, умершего бездетным, обязан был жениться на его вдове, причем дети от этого брака считались детьми покойного, т.е. первого супруга вдовы (Втор. 25,5).

Юлий Африкан, живший в конце второго-начале третьего века, хорошо знал записи родословных преданий потомства Давида. Он сообщает, что Илий, отец св. обручника Иосифа, по родословной ап. Луки, и Иаков, отец Иосифа по ап. Матфею, были единоутробными братьями (сыновьями одной матери от разных отцов),оба происходили из рода Давидова: Илий по линии Нафана, Иаков же по линии Соломона. Иаков женился на вдове бездетного Илия и от этого брака родился Иосиф, который, будучи сыном Иакова, считался по закону левирата, сыном Илия.

Отсюда и происходит различие евангельских родословных во времени после Давида. Кроме этого стоит отметить, что евангелист Матфей называет не всех предков Иосифа. Апостол преследует другую цель: он хочет показать, что вся история избранного народа, начиная от Авраама, ведет ко Христу, обетованному Спасителю мира.

Евангелист же Лука, как говорит св. Иоанн Златоуст, «имея ввиду Евангелие от Матфея, хочет доставить нам больше сведений, чем Матфей» (Толк. на св. Матфея Евангелиста, т.1,кн.1,с.37). Если ап.Матфей излагает родословную в нисходящем, то Лука делает это в восходящем, до Адама, порядке.

о. Амвросий (Ермаков)