Дышу Православием
<a href="//thisismyurl.com/downloads/easy-random-posts/" title="Easy Random Posts">Популярное</a>

Равноапостольная дева

WaPc_zblRKYПервая проповедь Евангелия прозвучала в Грузии из уст самих апостолов. Она была похожа на первые лучи денницы, которые, озаряя вершины гор, как бы вырывают их из плена ночи и мрака. Вековые льды и снега вспыхивают ослепительным блеском, но в ущельях ещё клубится туман, как чёрный дым от костра. Мир погружён в предрассветную ночь и сон.

Вершинами, озарёнными светом, были первые христианские общины, основанные апостолами. Но народ ещё оставался в плену язычества. Апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит и Матфий бросили семена евангельского учения в землю Грузии, но прошло три столетия, прежде чем эта земля покрылась дивно-прекрасными цветами. Как меняет своё направление русло Арагви на границах Мцхета с юга на запад, так крещение Грузии в Арагви повернуло весь ход её истории от Ирана к Византии.

IV век был временем обращения в христианство стран Кавказа — братьев Грузии — Армении и Каспийской Албании, и этот христианский дом стал неприступной крепостью для его врагов.

Святая Нина была, по древнему преданию, двоюродной сестрой святого Георгия Победоносца. Как много общего в образах витязя, поражающего дракона, и юной девы, поднявшей в своей руке крест как духовное солнце Грузии…

Грузия — жребий Пресвятой Богородицы. Дева Мария избирает апостолом Иверии деву — святую Нину, почти ребёнка. И та побеждает в бою язычество крестом, как мечом, и озаряет страну светом Евангелия. Она пленяет сердца людей огнём любви, который Христос принёс с неба на землю. Она обращает народы ко Христу не искусством слова, а силой благодати. Избранничество Нины было запечатлено даром чудес и исцелений. Но обращение страны через юную деву было самым великим чудом. Существование света невозможно доказать, его надо видеть. Сама святая Нина была ярким светильником, и общавшиеся с ней люди чувствовали своей душой этот свет, видели вечную красоту Евангелия. Они воспринимали проповедь Нины как новую, не ведомую для них жизнь.

Святая Нина с детства жила в иерусалимском Храме у своего дяди патриарха Ювеналия. Этот храм находился на склоне горы Сион, где Дух Святой сошёл на апостолов (храм Воскресения Христа Спасителя не был ещё построен). Святая Нина выросла под сенью храма, подобно тому, как Дева Мария десять лет находилась в ветхозаветном храме, исполняя обет своих родителей. Дева Мария имела доступ во Святая Святых. Дева Нина молилась в том месте, где Дух Святой в виде нисходящего пламени основал в Сионской горнице новозаветную Церковь.

Иерусалим — каменная книга о Христе. Там воздух хранит дыхание Его уст, а земля — следы Его ног. Там как будто остановилось время и кажется, что Христос пребывает рядом, как во время Его земной жизни.

Святая Нина жила при храме, как монахиня в затворе. Храм — это концентрированный духовный свет. Вне храма этот свет становится рассеянным и тусклым. В молчании храма она слышала голоса Ангелов, в видениях беседовала с Христом Спасителем, как Павел с Иисусом лицом к лицу в Аравийской пустыне. Ей являлась Божия Матерь, как апостолам после Успения. Духовными очами она видела начало и конец мира. Молитва преобразила её. Юная дева казалась воплощением духа древних пророчиц или Ангелом, принявшим человеческий образ.

По воле Спасителя и благословению Божией Матери она пришла из Палестины в столицу Грузии Мцхета, ставшую вторым Иерусалимом. День её прихода — 6 августа — был новолетием и праздником божества зороастрийцев Ормузда — главным торжеством огнепоклонников. Святая Нина, вступив в единоборство с Ормуздом, победила его, как Георгий Победоносец дракона. Силой молитвы дракон был поражён, а идол Ормузда пал и разбился в прах. Этот день стал духовным новолетием в жизни грузинского народа.

Мцхета встретила святую Нину праздничным шумом, торжественными процессиями и морем огней, зажжённых в честь божества Ормузда. У маздеистов каждый первый день месяца был посвящён Ормузду, а с особой торжественностью справлялся этот праздник в первый день нового года. Напротив Мцхета на правом берегу Куры царь Парнаоз построил крепость и языческий храм, называемый Армази. А на левом берегу на вершине горы стояли идолы зороастрийских божеств, выкованные из металла и украшенные драгоценными камнями. Один из них держал обнажённый меч в вытянутой руке и стоял над Мцхета как завоеватель, осматривающий город с высоты цитадели.

Святая Нина, опустившись на колени, стала молиться, чтобы Господь Своей силой ниспроверг идолов, как заколебались и рухнули идолы Мемфиса, когда Дева Мария с Младенцем вошла через городские ворота.

Совершилось чудо. Поднялась буря. Горизонт заволокло облаками, будто небо нахмурило свои брови. Тучи, как чёрные льдины, поплыли над Мцхета. Свет солнца сменился сумерками, будто время возвратилось вспять и снова наступила ночь. Молнии разорвали облака. От ударов грома казалось, что заколебалась вся земля. Вихрь, подобный смерчу, сбросил Ормузда в ущелье, как в единоборстве витязь сшибает своего соперника с коня. Хлынул ливень, смешанный с градом, — будто осадные машины метали камни в крепость. Вода в Арагви покрылась пеной, словно закипела: волны вздымались ввысь, как будто желая достичь вершин гор. Казалось, что реки обрушатся на Мцхета и потопят её в своей пучине. Люди в ужасе стали разбегаться по домам. Город опустел, словно кладбище. Но гроза прошла так же быстро, как и началась. Снова засияло солнце на небе, очищенном бурей и вымытом дождём. На вершине горы уже не было видно идолов. В грозе и буре, в ослепительных вспышках молний открылась новая страница христианской летописи Грузии, величественная, как природа Кавказа.

Святая Нина остановилась в доме царского садовника иудея Анастасия. Здесь она построила шалаш из ветвей, обмазанных глиной, на краю царского сада. Её ложем был кусок войлока, постеленный вместо ковра на землю, на котором она молилась большую часть ночи и засыпала перед рассветом. На этом месте построен Самтаврский монастырь во имя святой Нины. В её пустынной келии находился крест из виноградной лозы, который вручила ей Дева Мария. Этот крест, великое сокровище Грузии, хранится в Тбилиси в Сионском соборе.

В греческих хрониках Нина названа Ноной, то есть монахиней и пустынницей. Для сердца монаха пустыня — это место встречи с Христом. Святая Нина часто удалялась в окрестности Мцхета, особенно на гору (теперь увенчанную храмом Джвари), где шум города и плеск реки не нарушал безмолвия. В горах тишина похожа на непроницаемую, прозрачную стену из хрусталя. Там она часами молилась Богу, а когда появлялись первые звёзды на небе, как свечи, зажжённые невидимой рукой перед иконостасом, она спускалась вниз в столичный город, где окна домов светились, словно звёздочки, упавшие на землю.

Проповедь святой Нины сопровождалась явлением силы Божией, особенно исцелением больных. Через иудеев, поселившихся на Кавказе, по крайней мере, с VII века до Р. Х., народы Грузии познакомились с библейским учением. Христианские общины, основанные апостолами ещё в первом веке, из отдельных островков постепенно превратились в архипелаг, раскинутый среди моря язычества. К концу III столетия христианство было второй по численности религией после маздеизма. Грузия уже стала перед выбором, какой ей быть дальше — языческой или христианской; что избрать — Евангелие или Авесту, свет Креста или огни Заратустры.

Царица Нана, исцелённая от смертоносного недуга девой Ниной, сделалась христианкой. Царя Мириана, сына персидского шаха, с детства учили тому, что Иран — страна света, а с востока и запада его окружает царство тьмы — Туран и Рим. Жрецы Заратустры убеждали царя, что христианство — это предвестник бедствий, о которых пророчествовал Заратустра; что это религия женщин и рабов, не достойная арийца; что истинная вера погибнет через женщину, как писал об этом индийский мудрец, за пять веков до Р. Х.; что Иран создали великие герои, которые победили дэвов (великанов) из Турана, а из-за христиан погибла Иудея и наступил закат Рима.

Где истина? Куда он должен вести свой народ? Будут благословлять или проклинать его имя потомки? Весы истории в его руке колебались. Но сомнения царя разрешило чудо — он был спасён от смертельной опасности, когда призвал неведомого Бога святой Нины. Царь Мириан стал первым христианским царём Грузии. Согласно греческим хронографам, обращение Грузии произошло в 318 году после Рождества Христова, крещение Грузии, по летописи «Картлис Цховреба» («Жизнь Грузии»), — в 326 году, а время иерархического устройства Грузинской Церкви — 337 год.

Священниками и епископами, присланными из Византии, было совершено крещение народов Грузии в Арагви. Место, где крестились царь Мириан и князья, по сей день называется «купелью вельмож». Ниже по течению реки в её водах, как в огромной купели, был крещён народ.

В водах Арагви погасли огни Заратустры; в волнах Арагви была смыта кровь человеческих жертвоприношений, проливавшаяся перед идолами до царствования Рева Праведного (II век до Р. Х.), и смыта грязь языческих теургий и магий. В Арагви были сброшены, как трупы в общую могилу, обломки разбитых идолов. На воды Арагви во время крещения Грузии сошёл Дух Святой, как на воды Иордана.

Святая Нина обошла с проповедью всю Картли и Кахети. Она поднималась в горные селения, которые были похожи на орлиные гнёзда, свитые на отвесной скале над бездной. Она проповедовала во дворцах вельмож и хижинах бедняков. День и ночь она проводила в заботах о новокрещённом народе.

Подвиг своей жизни святая Нина завершила в восточной области Грузии Эрети, в селении Бодбе. Как надгробный памятник, на её могиле стоит храм святого Георгия Победоносца. Здесь равноапостольная Нина почивает святым телом, а душой — в каждом храме, в каждом городе, в каждом селении Грузии. Она — в сердце Грузии, и Грузия в её сердце.

о. Рафаил (Карелин)

Календарь
Цитата
Радио