Автор:Анатолий Баданов

Прощение и прощеное воскресение

Прощение и прощеное воскресениеПрощение и прощеное воскресение

Скоро начнется. Тысяча и одно сообщение в стихах на тему — «прости меня и я прощу». Картиночки, анимации, видео, СМСки, стишки и т.п., через которые мы превратили это глубокое действие в профанацию.

К большому сожалению все вошло в какую-то традицию за которой в большинстве случаев ничего не стоит. Просить прощения перед Исповедью или перед Причастием сегодня для большинства людей стала просто традицией и ничем больше. Человек поворачивается к прихожанам лицом и со скрещёнными на груди руками говорит – «простите меня братья и сестры», а братья и сестры так же по традиции скажут – «Бог простит тебя брат, и мы прощаем». Самое интересное, что не прихожане ни тот, кто попросил прощения, друг друга не знают и возможно даже впервые видят. Но традиция превыше всего – «Бог тебя простит…». И совершенно не важно, что эта традиция имеет свое наполнение, что совершалась она в общине, где каждый друг друга знал, и каждый понимал, что его личный грех это не только преступление перед Богом, но и перед Церковью, перед людьми с которыми он причащается из одной Чаши. И эта совестная боль перед Исповедью заставляла человека обратиться к своему приходу и сказать — простите меня братья и сестры, мы стыдно за свои поступки, я каюсь. Но сегодня это просто форма и ничего больше. Это крайне печально. Крайне!

Но, нужно сказать, что современное понимание этой традиции ещё не так страшно по сравнению с тем, что происходит в нашем обществе, на прощеное воскресение. Если будем с собой честны, то наше сердце не имеет покаяния к большинству тех, кому в этот день мы скажем — «прости меня». Увы, но это становится традицией, ужасной традицией просить прощения с безразличным, холодным сердцем или даже с улыбкой… Отправить картиночки, анимации, стикеры в соц.сетях с мыслью, что мол вот, я выполнил некий долг. Даже без осознания насколько это является профанацией.

Прощение Бог не однократно ставит во главу угла нашей духовной жизни. В Евангелие Господь дает удивительное наставление о молитве – «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23-24). В свое время эти слова Спасителя буквально поразили Иоанна Златоуста. Посмотрите, как Златоуст восклицает – «О, благость! О, неизглаголанное человеколюбие! Господь повелевает, чтобы поклонение Ему оставлено было ради любви к ближнему <…> Пусть, говорит Он, прервется служение Мне, только бы сохранилась твоя любовь, потому что и то жертва, когда кто примиряется с братом. Потому-то Он не говорит: примирись по принесении, или прежде принесения дара; но посылает примириться с братом, когда дар лежит пред алтарем, и жертвоприношение уже начато. Не велит взять с собою принесенный дар, не говорит: примирись прежде, нежели принесешь его; но повелевает бежать к брату, оставив дар пред алтарем». То есть Бог даже богослужение Ему вменяет во второстепенное по отношению нашей любви к ближним. Прощение и смиренное сердечное сокрушение — это ключ к тайнам духовной жизни. И как же эта глубина глупо смотрится с картиночками, анимациями, СМСками и т.п. А ведь, достаточно просто встретится с человеком или созвониться и сказать — я виноват перед тобой в том-то и том-то. Прости меня, я сожалею, что это было или есть в моей жизни. Обняться и примириться… Совершить по настоящему христианский поступок.

Сегодня так часто можно услышать – «я перестал чувствовать благодать», или «я почти ничего не почувствовала после Причастия» или «мне очень трудно читать правило, раньше была какая-то благодать, а теперь я читаю его из-под палки». Думаю, каждый из нас может продолжить бесконечную вереницу «духовных жалоб». Но чаще всего, если конечно это состояние не вызвано тяжелыми грехами, такие проблемы связанны с нашим отношением к людям. Вполне возможно, что между вами и благодатью встало препятствие в виде обиды, осуждения или отсутствия примирения с человеком. Христос заповедовал — «… мир имейте между собою.» (Мар.9:50), и апостолы об этом говорят очень часто — «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:18), и ещё — «ищи мира и стремись к нему» (1Пет.3:11), «будьте в мире между собою» (1Фесс.5:13), «Старайтесь иметь мир со всеми» (Евр.12:14) и пр.

Скоро пост. Братья и сестры, давайте хотя бы на несколько минут остановимся в этом суматошном беге и мысленно прокрутим в памяти всех своих родственников, знакомых, друзей, людей по работе и т.д., задумаемся с кем у нас хорошие отношения, а с кем эти отношения нужно наладить. Мы так часто обращаем внимание на такие грехи как гордыня, тщеславие, чревоугодие, пустословие и т.п. но так редко говорим – я обидел человека — или – я огорчил человека. К сожалению эта проблема стала бичом нашего времени, мы стали думать о себе намного больше чем о ближнем.

Мы жарим блины на Масленицу, потому что так принято, купаемся в проруби на Крещение, потому что так принято, и просим прощения в Прощеное Воскресение или перед Причастием, то же потому что так принято. Но, нет ничего хуже, чем просить прощения с безразличным сердцем. Если вы осуждали человека или за глаза говорили про него нехорошие вещи, то просто попросите прощения у того человека. Искренне от сердца с глубоким сожалением, которое нельзя вложить в СМСку, картинку, анимацию, стикер и т.п. Нет в этом ничего зазорного для христианина, чтобы подойти к брату или сестре и сказать – прости, я виноват перед тобой тем-то и тем-то. И пусть они этого не знали, но Бог знал. Это и есть христианство, когда мы подходим и просим прощения у тех, кому мы сказали грубое слово, кого поставили в неловкое положение или отказали в помощи, когда человек на нас рассчитывал – прости брат, я виноват перед тобой, я подвел тебя – или – я не должен был говорить тебе эти слова, ученики Христа так не поступают, прости меня брат, чтобы и Господь простил меня.

Вот чего ожидает от нас Христос, а не нелепые стишки и пр., чем в ближайшее время наполнится Интернет и пространство в котором мы живем…

Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»