Приветствие Святейшего и Блаженнейшего Католикоса — Патриарха Каллистрата

К оглавлению

ДЕЯНИЯ СОВЕЩАНИЯ ГЛАВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АВТОКЕФАЛЬНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В СВЯЗИ С ПРАЗДНОВАНИЕМ 500-ЛЕТИЯ АВТОКЕФАЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ


Приветствие Святейшего и Блаженнейшего Католикоса — Патриарха Каллистрата

Святейший Патриарх Алексий: Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат желает передать приветствие от лица Грузинской Церкви.

Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Каллистрат: Ваше Святейшество, Возлюбленный во Христе Брат и Благостный Отец!

Разрешите мне приветствовать Вас с днем пятисотлетия автокефального бытия возглавляемой Вами Русской Православной Церкви и пожелать Вам лично долго управлять ею, а самой Церкви возрастать и процветать во славу Божию и на благо великого Отечества нашего.

Ваше Святейшество! Краеугольный камень автокефального существования Православных Церквей — 34 Апостольское правило — на грузинском языке читается так: «Епископам всякого народа, людям (сынам) того народа, подобает знати первого в них и признавати его, яко главу».

Смысл этого добавления, сделанного много лет спустя после приобретения грузинами полной автокефалии, таков: и первый и остальные епископы должны быть сынами того народа, среди которого Господь судил им творить святыню, так как разуму и сердцу их ближе горе и радости родной паствы. Пришедший же извне первый епископ главным образом должен проходить свое служение, согласно воле пославшего его, и сообразно со своими видами на порученное ему пастырское делание.

История управляемой Вами Церкви вполне подтверждает эту истину: несмотря на то, что первые митрополиты для России были люди высоких нравственных качеств, прекрасно по своему времени образованные и чистые по жизни своей, все же между ними ярко выделяются Кирилл второй, Петр и Алексий: только в их чисто русском патриотически настроенном уме зародилась и созрела мысль сосредоточить церковно-гражданское управление в системе Москвы-реки и избрать стольным своим городом и оплотом Православия незначительную тогда, но великую в их предведении, Москву.

Это не могли или не хотели понять ни митрополиты не из русских, ни Константинопольский Собор 1354 г., постановивший после святого Алексия посылать на Русь митрополитов «непременно из греков», ни Патриарх Константинограда Филофей, раздробивший Россию на три митрополии, ни Патриарх Иосиф, облекший в сан Митрополита Московского Исидора с его явной склонностью к католицизму, впоследствии кардинала папы Евгения IV и «легата от апостольского ребра».

Но Господь, призывающий из тьмы к свету и все устрояющий во благо, вложил в сердца русских иерархов и верующего народа 500 лет назад возвести на Московскую кафедру Рязанского Святителя Иону, после которого Русская Церковь явила миру великих Первосвятителей-патриотов: Филиппа II, Гермогена, Филарета, Никона и Сергия.

Ваше Святейшество! Изволением Божиим, преемником этих творцов единства Святой Руси и Русской Церкви поставлены Вы и за короткое время Вашего Первосвятительства Вы уже собрали под свой омофор большую часть рассеянных по всей вселенной заблудших овец паствы Вашей. Верховный Пастыреначальник да поможет Вам докончить начатое великое дело — быть Русской Церкви целостною и Святою·

Родная и близкая Твоему сердцу Церковь Удела Пречистыя Девы, в надежде скорейшего осуществления этого упования, подносит Тебе в сей день радости и веселия знамение архипастырского служения — посох, возглавленный изображением церкви.

Паси же им, возлюбленнейший, врученное Тебе Божие наследие со свойственным Тебе мудрым сочетанием правды и милости, твердости и благости, дабы каждый из подведомых Тебе архипастырей, пастырей и пасомых мог со спокойным сердцем сказать Тебе: «Жезл твой и палица твоя — та мя утешиста!»

«Христос посреде нас!»