Причины болезней — почему мы болеем
(Беседа на отрывок из Евангелия о неверии Иаира)
Основные причины болезней – потеря веры. Человек умом, может быть, понимает, что Бог есть, но он Его не видит рядом: ни в себе, ни в других ни, вообще, в мире. В душе больного умирает Христово Рождество. Из сознания уходит Христос, пришедший в мир. Его место больной определяет где-то далеко на небе. Бог становится некой виртуальной реальностью, как спящий директор. Делаются дела, работает канцелярская епархиальная машина, пишутся накатом иконы, поются ноты, что-то строится, накапливаются деньги, и это кажется исчерпывающим и важным делом. Причем, дело становится во главу угла, вытесняя из процесса людей, смысл, мысли о смерти и даже Бога. Дело подчиняет себе жизнь, убивает время и порабощает людей и превращает христиан в обычных бизнесменов, случайно оказавшихся в церкви.
Если человек потерял веру вне церкви – это полбеды. Но вот если вера потеряна внутри церкви – это настоящая беда. Лучше «недоверить», чем «переверить». У маленькой веры есть резерв неузнанной святости. А вот человек, ставший циником внутри церкви, обречен. Этот спазм не лечится людьми или само собой. В этом случае Богу остаются только хирургические методы лечения.
Таким человеком, потерявшим веру на службе Богу, стал евангельский начальник синагоги Иаир. В нашей системе табели о рангах — это настоятель храма. Слова Христа, обращенные к нему, говорят о финальной стадии болезни
— Не бойся, только веруй
Без веры жить сначала весело и выгодно, но потом наступает тяжесть и страх. Страх остаться без денег, без здоровья, без покровительства, без места, без связей, без детей. И этот страх нарастает как лавина. Страх – финальный синдром.
С Богом, наоборот – покой, мир, уверенность. Разве может меня бросить любящий Бог?
Слова : Не бойся, — говорит о том, что в человек поселился страх.
— В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви, — сказал апостол Иоанн
Значит, у Иаира уже не было не только веры, но любви к Богу.
И вот, как это часто бывает, Христос дает запутавшемуся человеку мастер-класс, не Сам, но через тех, кто умеет решать проблемы посредством веры. На этот раз мастер-класс был от кровоточивой женщины.
Все кто болел тяжелой или смертной болезнью и выздоровел, знают, что сначала перемена жизни и лежание в больнице возбуждают душу. Человек бодро молится, читает каноны с акафистами, жадно прислушивается к бывшим чудесам и ищет святыни для поклонения. Но потом молитвенный пыл спадает и постепенно в душе устанавливается сухая и жаркая пустыня, где вместо солнца боль.
Сил едва хватает на то, чтобы с огромным трудом выдохнуть лишь одно слово
— Иисус,- в котором умещается все
Молчание неба уже кажется справедливым:
— Я, в самом деле, дрянной человек. Я всем в тягость. Мною измучены родственники и друзья. И кажется, мной, гнушается Сам Бог и поэтому Он молчит. Он забыл меня.
Вспоминается молитва отчаяния праведного Иова:
— И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего, ибо вот я лягу в прахе; завтра поищешь меня и нет меня.
И из последних сил вздохнешь, раздувая последнюю искру веры:
— Но Только не молчи — я не могу без огня; Я все стучусь у дверей: Так Господи мой Боже, помилуй меня!(с)
Но в этом и секрет. Когда тетрадный лист души становится чистым, он делается готов для того, чтобы на нем Господь написал все заново. В медицине есть лекарства, ставящие организм на грань смерти или катастрофы, с таким расчетом, чтобы, все –таки, свои клетки и ткани остались целыми, а организмы вторжения погибли. Так же действует высокая температура, сжигающая микробов-интервентов.
Таким повышением температуры стала для Иаира болезнь дочери. Смерть и болезнь детей ужасны в любом возрасте. Но смертная болезнь двенадцатилетнего ребенка полна особого драматизма. Это уже не бессмысленный ребенок, а почти взрослый. Но такой взрослый, которой еще не усвоил смертные грехи и не сроднился с пороком. Естество его максимально приближено к разумной райской природе. Нежность, ум и любовь в нем достигают гармонии, которая может вернуться, при хорошем стечении обстоятельств, лишь в старости.
Иаир понимает, что любимая девочка умирает и готов на все: выйти в толпу черни, кричащей и жаждущей чего-то достать даром у незнакомого проповедника. Он, честолюбивый слуга Бога, готов унизиться перед каким-то бродячим кумиром, у которого очень плохой имидж. Он готов вытерпеть позор за позором ради любви к дочери. Христос занят простой женщиной и не смотрит на него. Иаир стоит рядом, с сердцем, разрывающимся от горя на части, и видит, как Иисус совершенно не торопится к нему в дом. Он, привыкший к почести, отодвинут ради какой-то нищей плебейки, осмелившейся в позорной болезни войти в народ.
А Христос это делает намеренно. Он ждет, когда душа начальника полностью переформатируется, полностью очистится от той лжи, которой жил Иаир. И только тогда, когда в душе служителя воцарилась горячая пустота Христос обращает к нему Свой лик.
Войдя в дом Иаира, Христос косвенно указывает ему на ложь и лицемерие, заполнившее его дом.
— Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
Бывшие в его доме плакальщики рыдали притворно, так как, в одну минуты они оказались готовыми засмеяться и начать ерничать. Но в душе Иаира затеплилась искра веры, родившаяся на площади. Он видел исцеление женщины, которой Христос сказал:
— Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
То есть: будь смелой в вере. Слова противоположные тем, который услышал церковный начальник. Из слов Иисуса ясно, что она имела веру, но ей следовало быть дерзновенней по отношению к любимому и любящему Богу. Ей не стоило думать о себе так, что не достойна чуда и внимания Бога. Низкая самооценка не уместна перед любящим Отцом.
Богу угодны люди служащие Ему в духе, и Он бережет их с усердием. Ради души Иаира Христос пришел в этот город, в этот дом, к этому человеку. Верующих в Христа начальников народа было так мало, что даже ради одного из них стоило свернуть с пути.
Эти чудеса не входили в планы Господа. Распятие не должно было прийти слишком рано. Количество и качество учеников должно было достигнуть некоторого уровня, после которого их можно будет оставить одних. И поэтому, после внепланового чуда, Иисус просит Иаира не мешать Его планам и молчать о чуде. Его миссия не могла быть открылась раньше времени. Как мы видим позже, это были обоснованные предосторожности, так как были люди, готовые неожиданно и силой сделать Христа царем.
Чудо о Иаре и женщине – это акт чистой любви, растопившей одно оледеневшее сердце и укрепившая другое сердце, не расставшееся с верой в трудностях.
Этот эпизод говорит о том, что история Христа и Его отношения с людьми не есть расписанный сценарий и четко выполняющийся план. Это живое общение живых душ. Это любовь, а любовь не бывает расчетливой.
Странно, что среди тысячной толпы лишь только двое приняли милость Бога. Не потому что выиграли лотерею чудес, а потому что связали надежду с Богом. Двое на весь город догадались увидеть в Христе Бога любви. Остальные связали свои надежды с криками и попыткой попасться на глаза неведомому пророку. Очевидно, в желаемом чуде они искали не Бога, а здоровье, удачу, долголетие, силу, взятые сами по себе.
Как говорится: если эта дорога не ведет в храм, то зачем она? И продолжим: если жизнь не связана с Богом, то зачем она?
Можно жить и не испытывать страха и быть уверенным, что договорился с Богом и людьми. Можно наслаждаться силой и славой зная, что из твоей руки вышли чудотворные иконы, родились прекрасные храмы, что пение твое сравнивают с пением ангелов и не иметь веры. Можно приобрести на службе Богу силу, власть, поклонение народа, капиталец, награды, панагии, разноцветный гардероб с уникальными вышивками и тканями, вершить судьбы людей и быть уверенным, что благословение Авраамово – сугубый дар именно тебе, и не иметь любви. Можно воображать себя трубой Божией, и не понимать глубину слов, проходящих твоими устами. И можно так хорошо прожить всю жизнь, наслаждаясь силой, славой и достатком, в перерывах между делами, вздыхая молчаливому и далекому Богу.
Тому, что грешник бывает исполнен благ и принимает мирную смерть удивлялся и недоумевал еще праведный многострадальный Иов:
… В день гибели бывает пощажен злодей, в день гнева отводится в сторону, кто представит ему пред лице его путь его, и кто воздаст ему за то, что он делал. Дети его пред лицом их, и внуки их перед глазами их. Восклицают под голос тимпана, и вселятся при звуках свирели. Проводят дни свои в счастьи, и мгновенно исходят в преисподнюю. Внутренности его полны жира, и кости его напоены мозгом. Он умирает в самой полноте сил своих… А другой умирает с душою огорченной, не вкусив добра.
Ответы на эти вопросы дает Христос в притчах о Богаче и Лазаре и в происшествии, бывшем с начальником синагоги.
В самом деле, Господь иногда до самой смерти не трогает даже таких злодеев, как палача Кагановича, дожившего до маститой старости в покое и довольстве. Очевидно, что с такими людьми разговор будет продолжен после смерти. И чтобы там не было пререканий со стороны мертвого душой человека, его оставляют до суда в клинической форме греха. Но тех, кто хоть когда-то любил Бога, кто пришел на Его службу не расчету, а по любви, и нечаянно утратившего ее, Бог непременно взыщет, как Иаира.
Отец Небесный, как и земной родитель, сначала уговаривает человека не грешить добрыми словами. Если человек не слушает Бога и вредит своей душе, то Господь ограничивает возможность грешить скорбями, до тех пор, пока человек не войдет в ум, а затем предлагает лекарство.
В качестве лекарства, начальнику синагоги была предложен пример кровоточивой женщины. Ему было показано, что ни деньги, ни связи, ни служба, ни что-то иное не заменят Бога, без которого это все рано или поздно рассыплется.
Мы должны быть очень внимательны тогда, когда видим что из наших дел, служения, общения и привязанностей уходит вера, как ощущение близости Бога. Это начало катастрофы, связанной с потерей веры. Если мы видим, что из нашей жизни и служения уходят дары духа, такие как любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, то этого говорит о профболезни Иаира и нам стоит задуматься о лечение, не доводя дело до «хирургического» вмешательства или смерти души.
Взыщи меня Господи, ибо вот я лягу в прахе; завтра поищешь меня и нет меня.
Священник Константин Камышанов.
Беседа на отрывок из Евангелия о неверии Иаира