Автор:Анатолий Баданов

Правила совершения поклонов

r2x-ME8BQmgПоклоны являются символическими действиями, которыми выражаются чувства почтения Высочайшему Существу – Богу. Они употребляются в Христианской Церкви с древних времен. Поклоны надо совершать неторопливо, сообразуясь с определенными словами молитвы. Различаются поклоны великие (земные) и малые (поясные). При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, а при поясных – наклонить голову и коснуться пола пальцами.

То есть поклон – символическое действие, преклонение главы и тела, выражающее смирение и благоговение перед Богом. Бывают поклоны великие, называемые также земными, – когда молящийся становится на колени и прикасается главой земли, и малые, или поясные, – поясное преклонение главы и тела.

Не положены уставом земные поклоны в дни воскресные (20-е правило 1-го и 90-е правило 6-го Вселенских Соборов) и великих праздников, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, также причастникам в день причащения

Обычай совершать земные поклоны появился в древние библейские времена. Так молился Соломон при освящении Иерусалимского храма (см.: 3 Цар. 8: 54), Даниил в плену вавилонском (см.: Дан. 6: 10) и другие ветхозаветные праведники. Этот обычай был освящен Господом нашим Иисусом Христом (см.: Лк. 22: 41) и вошел в практику христианской Церкви (см.: Деян. 12: 60; Еф. 3: 14).

Чаще всего коленопреклонения совершаются Великим постом. Коленопреклонение и восстание, по объяснению святителя Василия Великого, знаменует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа.

Малые поклоны совершаются при всех храмовых и домашних молитвословиях. На богослужении, когда священник благословляет рукой, малый поклон делается без крестного знамения.

Великие постовые поклоны – троекратные земные поклоны, сопровождаемые крестным знамением и чтением молитвы св. Ефрема Сирина, разделенной на три стиха.

Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием истово, чинно, неторопливо и своевременно. Поклоны, коленопреклонения надо совершать по окончании каждого краткого прошения ектении или молитвословия, а не во время его чтения или пения. Недопустимо класть поклоны одновременно с совершением крестного знамения.

О ПОКЛОНАХ НА БОГОСЛУЖЕНИИ

Следует творить следующие крестные знамения без поклонов, крестные знамения с поясными поклонами и крестные знамения с земными поклонами:

— при начальном возгласе каждой службы — 3 поясных поклона;
— на всяком Трисвятом; «Приидите, поклонимся…»; «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», — 3 поклона;

исключения: а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов; б) на Аллилуиа (трижды), во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются;

— на «Отче наш…» (в начале) — поклон;
— в конце «Достойно есть…» (или Задостойника) – поклон;
— при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон;
— на каждом прошении за всеми ектениями — по поклону;
— на каждом иерейском возгласе — по поклону.

О ПОКЛОНАХ ВО ВРЕМЯ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ

В начале шестопсалмия, при троекратном «Слава в вышних Богу» — 3 крестных знамения (без поклонов!);

— в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» – 3 крестных знамения (без поклонов!);
— во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) – по земному поклону;
— на «Слава Тебе Господи…» перед чтением Евангелия и после чтения – по поклону;
— перед целованием святого Евангелия или святой иконы – 2 поклона;
— после целования – 1 поклон;
— на каноне, при всех припевах всех девяти песен – по поклону;
— на «Величит душа моя Господа», в конце каждой «Честнейшей» – по поклону;
— на «Слава Тебе, показавшему нам свет» перед великим славословием — поклон;
— после великого славословия на Трисвятом – 3 поклона.

О ПОКЛОНАХ ВО ВРЕМЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

За всеми ектениями на всех прошениях — по поклону; исключение: на прошениях, предназначенных для молитвы оглашенных, как то: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» поклон творить не следует;
– на всех иерейских возгласах — по поклону;
— после малого входа, во время пения «Приидите, поклонимся» — поклон;
— на возгласе «Яко Свят еси, Боже наш» — крестное знамение без поклона;
— на «Господи, спаси благочестивыя» – поклон;
— на возглас диакона «И во веки веков» — поклон без крестного знамения;
— на Трисвятом – 3 поклона;
— на «Слава Тебе, Господи…» перед чтением Евангелия и после него – по поклону;
— при великом входе, когда священник возглашает «Вас и всех православных христиан» — поклон без крестного знамения;
— по окончании Херувимской песни, во время пения «Аллилуиа» – 3 поклона;
— в начале Символа веры – крестное знамение без поклона;
— в конце Символа веры, на «…чаю воскресения мертвых…» – поклон;
— на «Милости мира», на каждом возгласе диакона или священника — поясной поклон;
— на возгласе «Благодарим Господа», при пении «Достойно и праведно есть покланятися…» – земной поклон;
— при Господних словах: «Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…» — по глубокому поясному поклону;
— по освящении Св. Даров (т. е. перед пением «Достойно есть» или Задостойника) – земной поклон;
— после «Достойно есть» или Задостойника – поклон;
— на «Отче наш», в начале — земной поклон;
— на «Отче наш» в конце (при словах «…избави нас от лукаваго») — поклон;
— на возгласе «Святая святым» — 3 поклона или земной поклон;
— при первом явлении Св. Даров, на возгласе «Со страхом Божиим…» — земной поклон;
— после чтения молитвы ко Причастию «Верую, Господи, и исповедую…», все причастники, прежде того как подойти к Св. Чаше, — земной поклон, а непричащающиеся – поясной;
— при втором явлении Святых даров, на возгласе «Всегда, ныне и присно…» все непричащавшиеся – земной поклон, а причащавшиеся – поясной;
— при чтении заамвонной молитвы стоять с преклоненной головой.

Кроме этих поклонов существуют еще и следующие:

При возгласах «Мир всем» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», когда священник благословляет народ, – преклонить голову, без крестного знамения;

— при отпусте без Креста – преклонить голову, без крестного знамения;

— при чтении Евангелия – стоять с преклоненной головой;

— при каждении – отвечать кадящему поклоном, без крестного знамения;

— при возгласе «Главы ваша Господеви приклоните» – преклонить голову;

— при отпусте с Крестом – поклон с крестным знамением;

— при осенении молящихся Крестом, Евангелием, иконой или Чашей — поклон с крестным знамением;

— при осенении молящихся свечами или рукою – поклон без крестного знамения.