Автор:Анатолий Баданов

Правила поведения поющих на клиросе

Правила поведения поющих на клиросеБрат, несущий послушание на клиросе, подошедши к оному, должен благоговейно положить поясной поклон пред иконой Спасителя (правый клирос), поклониться братии, стоящей на клиросе, и встать на свое место.

Церковь – земное небо. Стоящие в ней должны стоять с благоговением, чинно, подобно святым ангелам, иметь глаза, обращенные к земле, а сердце, устремленное к небу. На стены не облокачиваться, держать руки опущенными, не складывать их вместе, не отставлять ног, но стоять на обеих ногах ровно, т. е. все «благообразно и по чину да бывает» (1 Кор. 14.40).

Церковь – СУДИЛИЩЕ БОЖИЕ. Из нея можно выйти или оправданным, или осужденным (Лк.18. 14). И потому должно совершать чтение и пение со всевозможным вниманием и благоговением, никак не позволять себе празднословия, тем более смеха или шуток. Иначе выйдем из церкви осужденными, прогневив Царя Небесного неблагоговейным предстоянием Ему.

Петь должно природным естественным голосом, без напряжения, благоговейно, единым сердцем и едиными усты, внятно, величественно, просто, внимая умом словам – тексту, соединяя напев с движением сердца. При пении слушать друг друга, следить, чтоб голос не выделялся. Воспроизводя текст и мелодию, быть внимательным, собранным, всеусердно желать, чтобы наша жертва хвалы была благоприятна Богу, чтобы не оказалось, чо мы приносим Богу один «плод устен» (Евр. 13,15), т. е. один внешний, пустой звук без внутреннего одухотворения его. «Плод устен» отвергается Богом как ненужная и малоценная жертва.

Клирики – певцы и чтецы, в своем служении подражают Ангелам и символически являют для верующих то состояние, в котором все должны пребывать, т. е. состояние непрестанной молитвы и словословия Богу. Необходимо, чтобы это состояние было исполнено ревностного служения.

Певцы и чтецы отвечают за благоговейный настрой молитвы в храме, на их плечи ложится ответственность непосредственной организации всего Богослужения. Они своим пением отвечают Богу на Его Великий призыв к единой жизни. Необходимо, чтобы этот ответ был полон ревности и усердного желания наследовать жизнь вечную, жизнь в любви, единомыслии и благодарном пении.

Материал опубликован в сборнике «Всенощное бдение»,
издание Свято-Троицкого Ионинского монастыря