Автор:Анатолий Баданов

Пить ли постом кофе?

ailuFLhCsrgЛюди, которые любят кофе, иногда постом от него отказываются. Есть ли в этом какой-то смысл? Можно ли заменить устав отказом от каких-то других продуктов, которые любишь? Например, от шоколада? Угодна ли Богу такая особая жертва?

Вот есть же такие счастливые люди, которые могут в чем-то себе отказать. Например, в кофе или даже в шоколаде. Я, честно говоря, сколько в своей жизни ни пытался от чего-то воздержаться сам, или сразу не получалось, или потом боком выходило. Бывает, только соберешься попоститься – и в тот же день объешься. 

Подумаешь при этом, что, мол, слава Богу, хоть объелся хлебом, а не колбасой, как вот уже и колбаса будто сама собой в рот лезет.

Иногда удастся вытерпеть какое-то время. От умеренного питания начинаешь худеть – радость! Потом знакомые хвалят: «Как вы за время поста похудели!» Отвечаешь им, конечно, со смирением, но душа так и тает от тщеславия. От такого поста польза разве только для здоровья. А для души? Если только Бог по своей милости что-нибудь усмотрит, но непонятно что.

Волевой человек может воздерживаться не напоказ, а чтобы самому себе доказать, что он может выдержать многое. Или еще, бывает, человек хочет исполнить церковный устав, чтобы внутренне утешаться своей праведностью. Тут тщеславия может и не быть – чистая гордость. Но такая гордость ведь еще хуже тщеславия.
Бывает, простодушный человек узнал о посте и без размышлений исполняет правила ради послушания Церкви. Или, бывает, христианин ограничивает себя из послушания духовному отцу. Может быть, они в чем-то и ошибутся (неверно поняв устав или совет духовного наставника), но если человек действительно отсекает свою волю ради воли Божией, то, что бы он ни делал, в том числе пил кофе или отказывался от него, цены нет такому деланию.

Но истинное послушание – великий духовный дар. Что же делать нам, не имеющим его, однако хотящим освободиться от страстей, которыми буквально связаны наши души? Одним из главных смыслов поста как раз и является познание того, что я не могу сам освободиться ни от какой, даже самой мелкой на вид страсти. В том числе и от чашки черного кофе по утрам.

Познав на деле свою связанность и бессилие против страстей, человек начинает понимать не только умом (это мы все понимаем), но и сердцем, что даже самая малая мера воздержания – это не его дар Богу, а дар Божий ему. Тогда человек уже не загадывает, от чего бы ему отказаться в предстоящую Четыредесятницу, а смиренно ждет от себя всякого невоздержания, но при этом надеется, что Бог не попустит засевшим в его сердце страстям действовать во всей их губительной силе. И молится Богу. Познавший свою немощь человек всякую меру воздержания, как бы она ни казалась кому-то малой или великой, принимает, повторюсь, как Божий дар. Принимает этот дар с благодарностью и трепетно старается сохранить.

 

о. Константин Островский