Автор:Анатолий Баданов

Петр Первозванный, апостол. Житие

Житие апостола Петра Первозванного

Святой апостол Андрей и его брат Симон (свя­той Петр) родились и выросли в городке Вифсаида, на берегу Генисаретского озера. Отца их зва­ли Иона. Повзрослев, братья перебрались в город Капернаум, где обзавелись собственным домом и продолжили занятия рыбной ловлей. Когда на берегах Иордана начал проповедовать святой пророк Иоанн Креститель, Андрей вместе с Иоан­ном Зеведеевым (происходившим с ним из одного города Вифсаиды) последовал за пророком, на­деясь найти ответы на свои духовные вопросы, и стал его учеником. Он видел, как приходили к Иоанну левиты, спрашивая: «Кто ты?» Предтеча отвечал: «Я не Христос!» (Ин. 1:19-20). Слышал из уст его и о Том, Кто уже стоял посреди них, еще неве­домый никому, и как только Иоанн указал на гря­дущего Христа: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29), — Андрей, не медля, с другим учеником Иоанна устремился за Ним. «Чего ищете?» — спросил их Иисус. Они отвечали: «Учитель, где живешь?» «Приидите и видите», — сказал им Господь. Весь остаток спасительного для них дня апостолы провели под одним кровом с Божественным Учителем, от Которого впервые услышали глаголы жизни. Андрей Первозванный поспешил сообщить благую весть старшему брату Симону и привел его к Иисусу, Который нарек ему новое имя Кифа, или Петр, то есть камень.

Согласно евангелисту Матфею Спаситель встретил Андрея и его брата Симона (Петра) на бе­регу Генисаретского озера, где братья ловили рыбу. Иисус обратился к ним со словами: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19). И они последовали за Ним, оставив свои сети.

В дальнейшем в Новом Завете Андрей Перво­званный упоминается среди 12 учеников Иисуса Христа. По свидетельству евангелиста Марка, свя­той Андрей был одним из четырех учеников Иису­са, которым на горе Елеонской Он открыл судьбы мира (Мк. 13).

Первое странствие апостола Андрея

Исполняя заповедь своего Божественного Учителя, после Сошествия Святого Духа апосто­лы отправились на проповедь Евангелия. Андрей и Петр, взяв с собой избранного на место Иуды Матфея, а также Гая и еще нескольких учеников, пришли в Антиохию Сирийскую, проповедуя слово жизни и творя многие чудеса. Оттуда пошли в каппадокийский город Тиану, где были приняты у одного иудея по имени Онисифора; воскресили там мертвого и далее, проходя города и веси, по­всюду проповедовали и чудодействовали, изъ­ясняя Священное Писание, крестя уверовавших и преподавая им Божественные Тайны. Так достиг­ли города Синопа в Скифских пределах, бывшего столицей понтийских царей, где проживало мно­го иудеев (которым впоследствии писал соборное послание Петр). Иудеи были разделены между со­бой различными ересями, а язычники, обитавшие в Синопе, были людьми жестокого и даже зверского нрава, отчего слыли людоедами. Апостолы в город не пошли, остановившись на краю полуострова, где лежал Синоп. Это пустынное место находилось за шесть миль от города и издавна считалось гнез­дом демонов. Присутствие апостолов опалило де­монов как огнем, они вопили: «Ученики Назаряни­на пришли сюда изгонять нас!» Жители окрестных мест, услышав о победе апостолов над нечистыми духами, начали стекаться к ученикам Христовым и приводить болящих, одержимых злыми духами и различными недугами.

Как известно, апостолы в начале обращали свою проповедь преимущественно к иудеям. По­сетив Синоп, они говорили им: «Для чего, будучи евреями, имеете между собою столько разногласия и не основываетесь на законе Моисеевом, веруя в то, что он написал вам? Не иное и мы что-либо пропове­дуем, ибо мы обрели имевшего воздвигнуться у вас пророка, и Он послал нас проповедовать во имя Его покаяние и отпущение грехов всем тем, которые пожелают, отложив всякую злобу, принять Святое Крещение». Проповедники истины обратили мно­гих из иудеев и язычников в христианство, непре­станными знамениями утверждая свое учение.

Однажды апостол Матфей пошел в Синоп, и там иудеи заключили его в темницу, намерева­ясь умертвить на следующий день. Но в ту же ночь извещенный об этом свыше апостол Андрей поспе­шил в город, ворота которого, как и двери темни­цы, сами перед ним открылись. Когда же апостол вошел в нее, внезапно спали оковы не только с рук и ног Матфея, но и с прочих семнадцати узников, и освобожденные уверовали в Господа Иисуса. Ан­дрей Первозванный велел им семь дней укрывать­ся в пещере, отстоявшей на семь стадий от города. Пещера располагалась около реки, рядом с которой росло множество смоковниц с созревшими плода­ми. Здесь апостол Андрей поучал освобожденных и на восьмой день после принятия ими Святого Кре­щения отпускал в свои дома, заповедав сохранять во всей чистоте принятую ими веру, не смешивать­ся с язычниками на их требищах и не обращаться с иудеями, ибо избранных Благий и Человеколю­бивый Бог назнаменовал именем и крещением воз­любленного Сына Своего Иисуса Христа, обновив их водою и Духом.

После Синопа проповедники истины разо­шлись в разные страны. Верховный апостол Петр, взяв с собой Гая с некоторыми из братии, отпра­вился на Запад. Блаженный же Андрей с Матфеем и прочими учениками направились в противопо­ложную сторону, на Восток, и на время остановил­ся в городе Амисии, на берегу Понта, в доме одного еврея по имени Доментий. В ближайшую субботу апостол Андрей вошел в синагогу и проповедовал иудеям слово истины, доказывая из Святого Писа­ния, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий. Находящиеся в синагоге еретики-иродиане вос­стали против апостола, утверждая, что Ирод был мессия, который, низвергнув первосвященника Гиркана, сам облекся в сан его и, будучи царем, одержал над врагами знаменитые победы. Апостол заграждал уста противникам, говоря, что Ирод был иноплеменником, вероломным убийцей жены и де­тей и сосудом беззакония. Другие доказывали, буд­то Иоанн был мессия, хотя и не происходил прямо от колена Иудина, но был в родстве с оным и сыном священника. Апостол отвечал им, что сам был уче­ником Иоанна, когда он проповедовал крещение покаяния, и слышал из уст его свидетельство о Ии­сусе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Потом три года следовал за Госпо­дом, когда Он проповедовал о Царствии Божием, ис­целяя всякого рода болящих и расслабленных, до­коле по зависти первосвященников не предан был Пилату на смерть; Его распяли, погребли, но Он воскрес в третий день, вознесся на Небо со сла­вою и придет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам.

Выйдя из синагоги, апостол Андрей увидел большую толпу людей, обступивших здание. Они принесли болящих и одержимых нечистыми ду­хами, громко вопивших, что «ученики Галилея­нина пришли изгонять их». Беснуемые, припав к ногам Андрея, взывали: «Служитель Божий, че­рез тебя да помилует нас Бог!» Апостол сказал им: «Имеющие уши слышать, внемлите слову жизни и уверуйте, чтобы стяжать бессмертие. Отступите от суеверий ваших и приступите к Богу истинному, живому Богу евреев; один Он, истинный и благой, есть Создатель всея твари, испытующий сердце каждого человека, все созерцая прежде бытия ве­щей как Творец всего. К Нему Одному обращайтесь на небеса и припадайте в вечер, утро и полдень; приносите жертву чистую, отлагая всякую злобу, не делая другому то, чего не хотите, чтобы делали вам, и являя дела покаяния, милосердие к странни­кам и рабам и любовь общую ко всем. Тогда избег­нете и тяжких болезней от демонов, вам насылае­мых, и в мире проведете течение вашей жизни».

Отпустив народ, он велел прийти на другой день, а сам возвратился в дом вместе с учениками: Фаддеем, Матфеем, Тихиком, Стахием, Эводом, Си­меоном, Агапитом и Доментием. Все они питались хлебом и водой один раз в сутки, спали на голой земле и после краткого отдыха вставали для славос­ловия. На следующий день опять собрались боля­щие к Андрею и, осененные крестным знамением, все исцелились. Удивленные его чудесами, гражда­не жертвовали необходимые вещи, но апостол все раздавал неимущим, и многие, уверовав через него в Господа Иисуса, крестились во имя Святой Трои­цы. День ото дня число людей, приходящих к апо­столу Андрею, увеличивалось, за что он непрестан­но воссылал хвалу Богу.

Священное предание сохранило внешний образ апостола Андрея: он был высокого роста, но немного сутулый, нос имел орлиный, глаза, ис­полненные благодатного выражения, волосы и бо­роду густые. Одно его слово исцеляло болящих при возложении рук; расслабленных и прокажен­ных окроплял он освященной водой и возвращал им силу и чистоту телесную; слепым давал зрение через одно лишь прикосновение пальцев. Все изу­млялись не столько чудесам его, сколько кротости и смирению, с которыми он произносил слова бо­жественной мудрости.

При помощи новообращенных устроил он церковь, создал алтарь для бескровной жертвы и посвятил священников и диаконов. Крестились и богатые, и бедные, мужи и жены, иудеи и языч­ники, ибо тогда еще обладатели царства Римско­го, Тиберий-кесарь, Гай и Клавдий, не препятство­вали исповеданию имени Христова. Апостол учил всех молитве и славословию и кроме последования Божественной литургии передал некоторые свя­щенные обряды, заповедав верным, чтобы моля­щиеся становились лицом к востоку на коленях, осеняли себя крестным знамением, пели псалмы, постились и бодрствовали, не читали языческой мифологии, а занимались Священным Писанием, читая Моисея и других пророков, и соблюдали все апостольские постановления без всяких измене­ний. Так проповедовал блаженный Андрей и про­свещал жителей городов и селений Понта, утверж­дая их в вере Господа Иисуса.

Апостол Андрей посетил Трапезонт, город, ле­жащий в земле Лазов, на берегу Понта, и после краткого там пребывания, видя грубость и суро­вые нравы невежественных жителей, отправился далее в Иверию, где довольно долго проповедовал в ее городах: Неглии, Кларджете и Артакан-Колосе, просвещая многих Святым Крещением. Отсюда по­шел далее в землю парфян, или Сомхетию, и воз­вратился в Иерусалим на праздник Пасхи; двенад цать апостолов всегда старались собираться в Иеру­салим к этому великому дню, чтобы в присутствии Божией Матери совершать Пасху. После праздника Пятидесятницы Андрей со своим братом Петром, Иоанном Зеведеевым, Филиппом, Варфоломеем и другим Филиппом из числа семи диаконов пошли в Антиохию Сирийскую. Там остался Петр и поста­вил первым епископом Эвода, одного из учеников Андреевых.

Второе апостольское странствие

Другие апостолы разошлись по разным странам для распространения проповеди. Филипп из числа двенадцати с Варфоломеем отправились в Верх­нюю Фригию, Ликаонию и Писидию, Андрей и Ио­анн прибыли в город Эфес. Здесь явился апостолу Андрею Иисус Христос и сказал: «Спеши опять в Ви- финию и не бойся, Я с тобою состранствую; еще же и земля скифов тебя ожидает!» Об этом видении Андрей рассказал Иоанну Богослову и, простив­шись с ним, пошел в Лаодикию, в миссийский город Одисс, где поставил епископом одного из учеников своих, Аппиона. Далее горами Олимпийскими до­стиг обширного селения Никеи в Вифинии.

Андрей проповедал Христа иудеям и язычни­кам, жившим в Никее, но они были горды, испол­нены лжи, а потому и проповедь апостольскую встретили поруганием. Евреи имели здесь синагогу, а у язычников стоял в капище идол Аполлона, кото­рый обольщал людей злыми видениями, лишавши­ми их слуха и речи. Напрасно говорил им апостол, что не избавятся они от этого тяжкого недуга, пока не уверуют во Христа, но они оставались в своем заблуждении. За девять стадий от селения возвы­шался утес, в котором таился страшный дракон, пожиравший путников. Апостол в сопровождении двух учеников, имея в руке один только жезл с изо­бражением Животворящего Креста, пошел на дра­кона и сокрушил ему голову. Тогда многие из слы­шавших о дивном подвиге уверовали во Христа. Жители Никеи просили апостола, чтобы он изба­вил их и от восьми страшных разбойников, скры­вавшихся в недоступной пещере и совершавших жестокие убийства; двое из них были одержимы злыми духами. Народной апостол внял мольбе. Бес­новатые встретили его громкими воплями, но от за­клинания Андрея демоны бежали. Освобожденные благоговейно пали к ногам Андрея, прочие же раз­бойники, видя столь необычайное знамение, бро­сили свое оружие и смиренно поклонились Христо­ву апостолу. Тогда Андрей голосом, исполненным кротости и любви, сказал им: «О человеки, убегай­те зла и чего сами себе не желаете, не делайте дру­гим; уразумейте, что есть Бог на небесах, Создатель и Промыслитель всех, Который видит все и каждому воздает по делам его; зачем же убиваете людей и по­хищаете чуждое имущество? Бог одарил вас здрави­ем и мужеством для того, чтобы вы сами трудились и не нуждались ни в чем. Отныне удаляйтесь от дел злых и нечистых и возвратитесь в свои домы, чтобы приобрести милость Божию и благосклонность ца рей и правителей». После этого внушения разбой­ники приняли Святое Крещение.

В ночное время Андрей восходил на соседний с городом холм, называемый Клидосом, и всю ночь проводил в молитве, прося Бога об успехе своей проповеди. Как-то раз у язычников был праздник, где идолам приносилась жертва, которую все упо­требляли. Во время жертвоприношения нечистые духи овладели язычниками с такой силой, что те терзали самих себя. Изъязвленные поспешили за помощью к холму, на котором молился апостол. Увидев страждущих, Андрей вошел в толпу народа и крестным знамением укротил тех, которые себя терзали. После этого с возвышенного места он стал поучать людей божественной истине, укоряя в том, что по жестокосердию своему не хотели они поко­риться Христу. Обнаружив все ничтожество идолов, открыл он народу, что демоны за привязанность к ним платят одним только злом. Тогда слушающие уразумели истину его проповеди.

На другой день опять было стечение народа, но уже не к идольскому требищу, а к апостольской проповеди. Святой Андрей начал проповедовать людям, как сотворил Бог Адама, как первый чело­век за непослушание был изгнан из рая, доказывал из писаний пророческих, что Иисус Христос, при­шедший на землю спасти мир, есть Сын Божий. Да­лее говорил о крещении и, исцелив болящих через возложение рук, пригласил собраться на следую­щее утро. Было собрание и на третий день. Апостол начал благовествовать о Святой Троице, о Промыс­ле Божием и Воплощении Христовом, Крестной Его смерти, Воскресении и Вознесении, о сидении одес­ную Отца и славном Втором Пришествии для воз­даяния каждому по делам его. После проповеди множество народа крестилось.

Апостол пробыл в Никее два года, благовествуя и обращая отпадших, разрушая капища и созидая церкви, рукополагал священников и всех обновлял Святым Крещением. На месте бывшей синагоги он поставил церковь Христову и первым епископом в Никее рукоположил благочестивого мужа по име­ни Драконтий, удостоившегося впоследствии муче­нического венца.

Далее Андрей Первозванный пошел в соседнюю Никомидию, где встретили его верные, наученные им прежде слову жизни, и остался у них на несколь­ко дней, утверждая их в вере учением и чудесами. Там воскресил некоего Каллиста, умерщвленного яростью бесовской. Оттуда отплыл морем в вифин- ский город Халкидон, где поставил епископа Тихи- ка, одного из своих учеников. Потом посетил морем Ираклию и Понтийскую Амастриду, город обшир­ный и великолепный, в котором оставался долгое время и где просветил многих светом божественной мудрости. Здесь он поставил епископом Пальма, че­ловека знаменитого словом и делами, который на­писал много божественных поучений. Из Амастри- ды апостол поднялся рекой в город Харакон и начал возвещать здесь слово истины, обращая многих. Здесь он воздвиг знамение Животворящего Креста, на этом месте жители соорудили церковь во имя апостола с изображением его лика на стене. По пре­данию, при этой иконе совершались многие чудеса.

После крещения жителей Харакона апостол от­плыл опять в Синоп, где нашел своих учеников, пре­жде им обращенных, у которых и остался на некото рое время. Но иудеи Синопа, узнав о прибытии Ан­дрея, с яростью обступили дом, где он обитал, наме­реваясь предать его огню. Самого Андрея извлекли из дома и влачили по улицам, немилосердно пора­жая камнями и кольями. Один из иудеев даже отку­сил апостолу палец. Весь покрытый язвами, святой Андрей замертво был брошен за воротами города. Но в наступившую ночь явился ему Сам Господь Иисус и сказал: «Встань, избранный мой и перво­званный ученик, спеши опять в город. С дерзнове­нием, без всякого страха, ибо Я с тобою». Господь исцелил все его язвы и стал невидим. С рассветом апостол возвратился в город и без страха пропове­довал Христа. Иудеи, изумленные его терпением и кротостью, смягчились мало-помалу и со вни­манием начали слушать толкование Священного Писания об Иисусе Христе, в Которого, наконец, уверовали. Число верных возрастало день ото дня. Избранных апостол посвятил в священники и диа­коны, научил их совершать Таинство Евхаристии и, преподав благословение, направился вдоль берегов Понта к востоку. Жители Амисии с радостью встре­тили апостола и водворили его в том же доме, в ко­тором обитал у них прежде. Далее апостол пошел опять в Трапезонт и в Неокесарию, где с большим успехом, нежели в Трапезонте, проповедовал слово Божие, крестя народ во имя Отца и Сына и Святого Духа. Пройдя многие места Малой Азии, он достиг города Самосата, на границе Пароян, или Арме­нии, где обитало много армян и греков, закоснев­ших в язычестве и вводимых в заблуждение мни­мыми философами, противоречащими проповеди апостольской. Но учитель божественной мудрости сказал им: «Рассмотрите сами вражду ложных бо­гов ваших, как они вооружены друг против друга. Истинный Бог один; Он благ, и делатель добра, и источник мира. Рассмотрите, кто творец четырех стихий и кто образовал из них видимый мир? По­мыслите, кто устроил звезды и дал им правильное всегда течение? Не сами по себе они двигаются, ибо бездушны, но волею своего Творца. Направьте свои стопы на путь искони избранного и проповеданно­го пророками Христа, который напоследок явился нам, примирил небо с землею и дарует милость исповедующим Его. Познайте Владыку благого Бога, истинного Иисуса Христа, именем которого, как вы сами ныне видите, мертвые восстают, бесы бегут и упраздняются страсти и болезни!» Этими и подобными наставлениями долгое время поучал их апостол Андрей, и многие уверовали, крестив­шись во имя Господа Иисуса. Из Самосата апостол отправился опять в Иерусалим для празднования Пасхи и после праздника вышел на третье свое апостольское странствие в сопровождении Симона Кананита, Матфея, поставленного на место Иуды, и Фаддея и Иакова. Пройдя Эдессу, апостолы достигли Иверской земли и прошли часть Триалетской области до реки Чорохи, беспрепятственно проповедуя Христа Спасителя. Посетили апостолы и гористую Сванетию в княжение некоей жены, которая при­няла их проповедь. Здесь остался Матфей, а ве­ликий Андрей с Симоном Кананитом проникли глубже в горы, в пределы осетин, и достигли го рода Фостофор, где обратили многих. Из Осетии спустились в Абхазию и остановились в городе Севасте (ныне Сухуми), жители которого приня­ли слово Божие. Святой Андрей оставил в этом городе Симона, а сам отправился вдоль поморья в землю джигетов. Обитатели этой страны были жестоки сердцем и погружены во мрак нечестия, они не приняли проповеди апостола и искали слу­чая убить его, но благодать Божия сохранила его. Видя непреклонность джигетов, апостол удалился от них, отправившись в страну, называемую Верх­ним Сундагом, где жители с радостью приняли его учение и уверовали в Господа Иисуса.

Затем Андрей посетил приморский город Понта Эвксинского Воспор, лежавший около земли тавро­гуннов. В Воспоре святой Андрей успешной пропо­ведью и чудесами обратил многих в христианство. Оттуда, следуя вдоль южного поморья Тавриды, по­сетил Феодосию, город обширный и многолюдный, управлявшийся в то время князем по имени Сав- ромат. Малое число жителей Феодосии уверовало в Спасителя, и апостол, оставив их, удалился на за­падную оконечность полуострова в город готов Хер- сонес, где обитали люди грубые и неверные, но бо­лее склонные к христианству. Долгое время пробыл у них апостол и многих обратил к истине.

Из Херсонеса святой апостол предпринял стран­ствие вверх по реке Борисфен, или Днепр, до Киев­ских гор и там, молитвенно проведя ночь, на рас­свете водрузил по своему обычаю Животворящий Крест. «Видите ли горы сии? — сказал он в духе пророческом своим ученикам. — На сих горах воссияет благодать Божия, и град великий имеет здесь создаться, и церкви многие в нем воздвигнет Господь». Так предвидел и благословил апостол грядущее распространение христианства в России.

Возвратившись в Херсонес, святой Андрей еще раз посетил Воспор для утверждения в нем христи­анства и оттуда, переплыв Понт, в третий раз достиг Синопа. Там приветствовал он просвещенных верою и дал им епископом одного из учеников своих, ибо уже, по милости Божией, усердными его трудами, укоренилось здесь христианство.

Посетив многие города и приморские селения, где им были основаны церкви, апостол Андрей до­стиг Византии, и поставил в предместье Аргирополе, или Серебряном граде, епископом Стахия, одного из семидесяти учеников Христовых, который сде­лался главою иерархии нового Рима. Недалеко от Ви­зантии, в Акрополисе, или Вышгороде, соорудил Ан­дрей еще церковь. Далее пошел Андрей во фракий­ский город Ираклию и, оставаясь там долгое время, посеял семя божественного ведения. Посещая горо­да Македонии, апостол проповедовал, утешал и ис­целял болящих, крестил и созидал церкви, рукопола­гал пресвитеров. Долго оставался он в Фессалонике, поучая народ и утверждая верующих, обращенных еще проповедью святого апостола Павла. Из Солуни отправился в Пелопоннес и посетил древние Патры.

Проповедь в Патрах

Быстро распространилась весть по всему горо­ду о чудном событии, все говорили о пришельце, который именем Иисуса исцеляет больных, вос­крешает мертвых и изгоняет нечистых духов. До­шла эта весть и до анфипата Лезвия, человека, одержимого лестью идолопоклонства. Лезвий внушал народу, что пришелец является волхвом и что не должно верить его словам. Он даже воз­намерился умертвить апостола, но когда помыш­лял о том, явился ему ночью ангел и грозным го­лосом сказал: «Почто замышляешь злое на чело­века, именуемого Андреем, и хочешь его умерт­вить? Ты отвергаешь Иисуса Христа, которого он проповедует; но вот рука Господа разгневанного на тебе: ты будешь расслаблен, доколе не нау­чишься от него истине!» При этих словах Лезвий почувствовал совершенное расслабление. Тогда он призвал своих воинов и велел немедленно при­вести к нему странника, называемого Андреем. Воины поспешили исполнить его волю и привели апостола к анфипату, который с горькими сле­зами умолял его об исцелении. Ученик Благого Владыки возложил руку на расслабленного, воз­вел очи на небо, помолился и исцелил больного от недуга. Тогда Лезвий исповедал Бога и сказал апостолу: «Истинен Бог, которого ты проповеду­ешь; отныне я раб твой и ученик со всем моим се­мейством и верую в Пославшего тебя».

Отовсюду стекались жители ахайские, чтобы быть свидетелями чудес, совершаемых апостолом. При виде исцелений одной силой его молитвы они с изумлением взывали: «Велик Бог, Которого про­ поведует сей пришелец!». Жители устремлялись на свои идольские капища сокрушать кумиров, и все единодушно прославляли Бога. Анфипат ду­шевно радовался усердию народа и сам помогал в добрых его начинаниях; а блаженный апостол, на краткое время оставив Патры, проповедал Бога Истинного в окрестных городах и селах ахайских.

Слух о распространении Божественного учения достиг до императора Нерона, по повелению кото­рого Лезвий был сменен, а на его место послан дру­гой правитель, более в духе Нерона. Лезвий с радо­стью обратился к апостолу, говоря: «Благой мой на­ставник, отныне с большею ревностью готов я слу­жить Господу, ибо уже свободен от суетных занятий и земной славы; приими меня, апостол Христов!». И с тех пор, оставив все дела мирские, повсюду сопровождал проповедника истины. В это время Первозванному апостолу было еще одно таинствен­ное видение Господа. Явился ему Иисус и сказал: «Андрей, избранник Мой, возложи руки на Лезвия и сообщи ему благодать твою, а сам возьми крест свой и спеши в Патры, ибо скоро оставишь мир сей для уготованного тебе венца!». Проснувшись, апо­стол рассказал о видении ученикам своим и поспе­шил в Патры исполнить волю Господню.

Тем временем на место анфипата заступил Эгеат, человек, проникнутый духом идолослужения, но имевший благочестивую супругу Максимиллу, которая смертельно заболела в дни пребывания апостола в Патрах. Оставленная врачами, она вспомнила о святом Андрее и призвала его к себе. Апостол нашел ее в отчаянном положении, а мужа в совершенном ожесточении: он держал в руках меч, готовый умертвить себя в минуту смерти лю­бимой жены. Голосом, исполненным любви, Ан­дрей сказал ему: «Вложи меч твой в ножны и при­зови Господа неба и земли; веруй во имя Его и ты спасешься вместе с супругою». Ученик Врача душ и телес возложил руку на голову страждущей, и же­стокое воспаление оставило ее, она потребовала пищи и встала с одра совершенно здоровой. Мно­гие из видевших столь дивное исцеление уверова­ли в Господа. Один только Эгеат не мог поверить, ибо не хотел внять слову Божию.

Апостол продолжал поучать жителей города Патры слову жизни, правой вере и заповедям Божи­им. Горожане продолжали сокрушать своих идолов, золотых и серебряных, каменных и деревянных, сжигали языческие книги, принося большие по­жертвования, которые полагали к ногам своего про­светителя. Ученики святого Андрея снабжали этим подаянием нуждающихся вдов и сирот, употребляя некоторую часть на сооружение церквей, сами же до­вольствовались скудной пищей. Апостол заповедал всем читать книги Священного Писания и, рукопо­ложив священников и диаконов, предложил постро­ить пространную церковь в городе Патры, которую украсил начертаниями Ветхого и Нового Завета.

По неотложным делам Эгеат отбыл в Рим, а его брат Стратоклис приехал в Патры. Здесь неожиданно заболел его раб Алкман: одержимый беснованием, он сам себя терзал. Искренно любивший раба Стра- токлис, услышав от Максимиллы о ее дивном исце­лении, просил призвать апостола к себе. Ифидамия, рабыня Максимиллы, привела апостола к больному юноше. Именем Господним апостол повелел нечи­стому духу оставить юношу, и демон с воплем уда­лился. Свидетели столь славного чуда, Стратоклис, Максимилла и Ифидамия, уверовали в Господа и вместе с исцеленным Алкманом просили удосто­ить их Святого Крещения. Святой Андрей совершил над ними искупительное Таинство, и с тех пор они неотлучно находились при нем или его учениках. Апостол внушал им более заботиться о бессмертной душе, нежели о тленной плоти, сохранять свое тело в чистоте, смиряя его подвигами поста, и, удерживая язык, употреблять его только на славословие Божие, а в лице нищих призирать самого Господа.

Кончина апостола

Возвратившийся из Рима, суровый Эгеат нашел чрезвычайную перемену в образе жизни своей су­пруги. Один из рабов выдал тайну, объявив анфипату, что она и Стратоклис приняли христианство. Эгеат исполнился гневом, повелев заключить про­поведника Христова в темницу, как некогда Ирод Иоанна Крестителя, и грозил супруге, что, если она не оставит старца, он распнет его, а ее умерт­вит. Максимилла не обращала внимания на угрозы мужа и втайне сообщила апостолу жестокие речи Эгеата. Апостол отвечал ей: «Храни только страх Божий, не обращая помысл на угождение плоти, терпи все для имени Христова, и ты получишь за краткое терпение вечную радость; для меня будет радостью распятие мое на кресте, подобно моему Господу, чтобы мне вместе с ним пребывать».

Воодушевленная словами апостола, Максимил- ла объявила мужу, что не боится временной смер­ти. Эгеат исполнился еще большей яростью и устре­мился в темницу, собственными руками закрыв на ключ ее двери и приложив к ним печать, строго воспретив стражам пускать кого-либо к узнику. Од­нако ночью Стратоклис, Максимилла и вся братия постучались в двери темницы. Апостол, узнав ду­хом об их пришествии, осенил крестным знамени­ем двери, и они открылись сами собой. Стражи тем­ницы ужаснулись. «Не бойтесь, — кротко сказал им святой старец, — анфипат о том не узнает». Братия зажгла лампады, и освещенная темница стала бо­лее походить на церковь, нежели на узилище. После божественных поучений апостол потребовал хлеба и вина для священнодействия и, совершив Таин­ство Евхаристии, приобщил всех Пречистой Пло­ти и Крови Господних. Стратоклиса рукоположил в епископа и заповедал ему совершать Литургию со страхом и благоговением, преподав ему также правила для Таинства Крещения, чтения псалмов и различных молитвословий и, поцеловав на про­щание, отпустил всех с миром. Двери темницы си­лой крестного знамения опять затворились.

Нечестивый Эгеат предал святого апостола воинам и осудил его на распятие, как некогда Пон- тий Пилат Самого Господа Иисуса. Эгеат велел не прибивать апостола гвоздями, а только привязать веревками растянутые на кресте члены апостола. По древним Патрам распространилась горестная весть, что праведного раба Божия Эгеат осудил на смерть. Все единодушно устремились на плачев­ное зрелище, укоряя анфипата за его нечестивый суд. Когда воины вели святого старца на лобное место, их настиг Стратоклис. В порыве негодова­ния оттолкнув воинов и разодрав на них одежды, он освободил узника, а потом сказал: «Теперь про­стите меня; апостол учил меня без гнева все пере­носить и укрощать свою ярость; когда бы вам от­крылось, что может сей раб Божий и что злочести- вый Эгеат!». Взяв за руку апостола, он пошел вме­сте с ним на поморье, где предназначалось место казни. Воины возвратились к анфипату сообщить, что сделал с ними его брат Стратоклис. Эгеат велел им облечься в другие одежды и идти исполнить по- веленное. Стратоклис, сопровождая апостола, горь­кими укорами осыпал Эгеата, но апостол Христов сказал ему: «Нет, чадо, не желаю тебя видеть таким когда-либо, но кротким, смиренномудрым, не воз­дающим зло за зло и памятующим слова Господни: “Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и от­нимающему у тебя верхнюю одежду не препят­ствуй взять и рубашку(Лк. 6:29). И мы, братия, при­емлющие за Христа язвы, последуем за Ним, чтобы, совлекшись внешнего человека, обновить внутрен­него и воскрылить его к Богу, к Которому должно быть все наше стремление!». Приблизившись к месту, где должен был довер­шить свой подвиг, апостол увидел крест, воздвигну­тый на песке морском. Оставив всех, Андрей подо­шел к своему кресту и, став перед ним на колени, из глубины души произнес ему хвалебную песнь. После чего апостол повелел призвать совершителей казни. Исполняя повеленное, они простерли ему руки и ноги на кресте, не пригвоздив их по обык­новению. После чего мучители отступили от по­вешенного на кресте, а ученики апостола и толпы народные подступили к кресту, надеясь услышать из уст святого какое-либо слово. Тогда, обратив­шись к народу, апостол Андрей сказал: «Мужи, здесь предстоящие, жены и дети, старцы и юноши, рабы и свободные, внемлите мне и не обращай­те внимания на тщетную суету временной жизни, но взирайте на меня, повешенного на кресте ради Христа и уже готового выйти из сего тела. Не долж­но страшиться смерти тем, которые за истину под­визаются в этом мире. Они достигают блаженного успокоения; одни только рабы греха идут на казнь. Очистите себя, братия, не забывайте моего учения, возлюбите искренно веру во Отца и Сына и Свято­го Духа, храните заповеди Господа Иисуса Христа и тем явите себя достойными вечного блаженства, которое уготовил Господь любящим Его».

Прошел день, прошла ночь, а из уст апостола не­прерывно истекали слова любви и утешения. Стра- токлис приходил к апостолу, намереваясь снять его с креста, но он отказал ему и, оставаясь на кресте чет­веро суток, постоянно поучал народ сильным словом. Лицо его не изменялось, голос не ослабевал, вздохи не вылетали из его сердца, глаза не увлажнялись слезами, лик его, полный благодати божественной, озарен был небесным светом. Вокруг креста толпил­ся беспрестанно народ, с умилением внимая речам великого страдальца и с сокрушенным сердцем взи­рая на мужественного подвижника.

Не вынося более столь плачевного зрелища, все единодушно устремились к Эгеату и заявили: «Не­праведный приговор произнес ты, анфипат, и нече­стиво осудил неповинного! Беззаконны суды твои; ты оскорбил ими всю Ахайю, недостойно осудив пра­ведника. .. пощади старца, и все Патры успокоятся!». Устрашился нечестивый правитель, испугавшись за собственную жизнь, и пообещал освободить пра­ведника. «Согрешил и каюсь в вине моей, — говорил он народу, — иду сам снять его с креста».

Возрадовался народ и поспешил возвестить апостолу, с каким намерением приходит анфипат. Но блаженный апостол говорил: «Дайте мне окон­чить жизнь мою так, как мне судил Господь; никто не разрешит меня от сих уз, ибо таково мое при­звание: совлечься сего тела и устремиться к Госпо­ду, ради Коего и с Которым распинаюсь». Обра­тившись к пришедшему анфипату, апостол сказал: «О, Эгеат, зачем пришел ты ко мне? Для чего лице­меришь, будто хочешь снять меня с креста и при­нести покаяние? Я далек от тебя, ибо сердце твое объято лукавством, а не раскаянием. Ты напрасно ищешь освободить меня, я давно свободен; меня любит и милует Искупитель мой! К Нему спешу, иду к Тому, Кто открыл мне дела твои и сказал: “Не принимай приношения Эгеата и не страшись его гнева”».

Но граждане продолжали громко взывать к ан- фипату, чтобы освободил апостола, и тогда анфи- пат сказал: «Кто дерзает, пусть приблизится к дре­ву и разрешит его!». Но апостол возвел очи к небу и громко молился: «Не допусти, Господи, чтобы опять мне разрешиться со креста, и не лиши меня подобия с Тобою, образом таинственной Твоей смерти! Отче, Сыне и Душе Святый! Не дай поко­лебаться познавшим Тебя и возлюбившим, и в Тебя уверовавшим через мое благовестие! Сохрани их и утверди во святой Твоей вере и даруй им пред­стать перед Тобою и прославлять Тебя, истинного Бога, Которого знаю, имею в себе и люблю, в Ко­тором есмь и существую; приими и меня с миром в вечные Твои скинии». Сказав это, еще раз про­славил Господа и, озаренный небесным светом, предал Ему дух свой посреди общего плача.

Кончина славного апостола последовала 30 ноября/ 13 декабря. Достойный епископ Стратоклис и раба Господня Максимилла сняли с креста святое тело и с великой честью погребли недалеко от ме­ста его подвига, на поморье. Нечестивый Эгеат, терзаемый совестью за неправедную казнь и скор­бью о потере супруги, впал в мрачное уныние и однажды посреди ночного безмолвия в припадке сумасшествия бросился из окна высокого претория. Благочестивый Стратоклис не хотел наследовать имущество бездетного брата, говоря: «Эгеат, все твое с тобою да пребудет; наследием же моим единый Го­сподь, мой Спаситель, Которому я предал себя и все мое, умоляя, чтобы и меня сделал достойным при­частником нескончаемого Его Царствия!». Максимилла тоже не коснулась богатств супруга и с вер­ной своей рабыней Ифидамией во все продолжение жизни находилась при гробе святого апостола. Максимилла и Стратоклис часть своего имения раздали нищим, а другую определили для сооружения хра­ма. Долговременна была их благочестивая жизнь в Патрах и тиха кончина.

Со дня преставления святого апостола Андрея беспрестанно совершались над его гробом великие знамения, и все страждущие, притекавшие на гроб­ницу, исцелялись во славу Божию и в честь Его апо­стола. В 357 году по поручению императора Констан­ция II мощи Андрея Первозванного (кроме честной главы) были перенесены военачальником вмч. Арте­мием в Константинополь и помещены в основание церкви Святых апостолов. В VI веке, при императо­ре Юстиниане I, обретенные при разборке ветхого храма мощи апостолов Андрея Первозванного, Луки и Тимофея были торжественно перенесены в новый храм Святых апостолов и погребены под престолом. После взятия Константинополя крестоносцами кар­динал Петр Капуанский увез мощи Андрея Перво­званного в итальянский город Амальфи.

Согласно преданию, хранитель мощей апосто­ла в Патрах инок Регул, узнав о намерении импера тора Констанция забрать мощи Андрея Первозван­ного в Константинополь, решил увезти их часть. После долгого плавания по морю корабль Регула прибыл в Шотландию, и мощи были помещены в г. Килримонте.

Король Александр I (1106-1124) добился учреж­дения епископской кафедры в Килримонте, кото­рый с этого времени стал называться Сент-Андрус («город святого Андрея»). Позже Сент-Андрус стал религиозным центром не только Шотландии, но и всей Северной Европы. В 1160 году здесь нача­лось строительство грандиозного готического со­бора (освящен в 1318 году). В 1559 году собор был разрушен сторонниками Реформации, а мощи Ан­дрея Первозванного уничтожены.

Честная глава и крест Андрея Первозванно­го на протяжении многих веков оставались в Патрах. Эти святыни пользовались не меньшим почитанием, чем хранившиеся в Константино­поле. В 1462 году морейский деспот Фома Палео­лог увез главу и крест апостола из Патр, спасая их от турок, и передал на хранение Римскому папе Пию II, который поместил их в соборе Святого Петра. Часть главы была положена вместе с моща­ми Андрея Первозванного в Амальфи. В 1964 году папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц Андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти ре­ликвии были торжественно перенесены в Патры. В 1974 году здесь было окончено длившееся 66 лет строительство собора во имя Андрея Первозван­ного, крупнейшего на Балканах. В правом приделе храма, на престоле, покоится под беломраморной сенью в серебряном ковчеге честная глава апосто­ла. За престолом — большой Андреевский крест- реликварий, хранящий частицы креста, на котором был распят апостол. В 1644 году иноки монастыря св. Анастасии Узорешительницы близ Фессалони­ки преподнесли в дар царю Михаилу Фёдоровичу десницу Андрея Первозванного, которая была положена в Успенском соборе Московского Крем­ля (в настоящее время хранится в Богоявленском соборе в Москве). К этому времени в Москве уже были части мощей, для которых в 1603-1604 годах, по указанию Бориса Фёдоровича Годунова, был из­готовлен серебряный ковчег-мощевик, находящий­ся в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Приводится по книге – «Ангелы апокалипсиса. Собрание житий миссионеров и мучеников – 2013г.»