Автор:Анатолий Баданов

Когда не хочется вставать на Литургию…

4_DUGSpvN2cНаверняка у многих верующих не бывает ситуации, поданной в названии. И на Литургию вставать всегда хочется, и правило молитвенное утром и вечером читается без труда, и посты соблюдаются строго и без самопослаблений.  Но что если каждый шаг в духовной жизни дается с большим трудом? Что если не хочется поститься? И вместо молитвы только в сердце звучит «Господи, Ты прости, сейчас не могу. Наверное, завтра помолюсь. Завтра уж точно». Как работать над собой, когда не хочется вставать на Литургию — тема беседы с известным в Киеве духовником, клириком Свято-Вознесенского храма на Димеевке (один из немногих храмовКиева, который никогда не закрывался) протоиереем Константином Курбановым.

— Отец Константин, вы, как духовник, много исповедуете. Насколько часто среди верующих встречается такое явление, как леность в духовной жизни?

— Вы помните притчу о сеятеле? Она гласит, что земля нашего сердца, бывает, не плодоносит по каким-то причинам, а то и совершенно бесплодна. Совершенно неплодной оказывается земля, которую Господь сравнивает с той, что при дороге. Все остальные почвы имеют в себе способность к плодоношению, а эта совершенно чужда всякому духовному сеянию.

Это как если бы какой-то орган человека бы был мертв. Так и эта дорога указывает на мертвость для плодородия того места, которое должно было бы приносить духовные плоды. Мертвость – это изменение природы, когда человек удовлетворяется какими-то внешними, животными потребностями и удовольствием.

Исходя из этого, в жизни православного христианина леность, то есть, совершенная чуждость духовной жизни, – явление довольно редкое. То, о чем вы говорите, скорее, не духовная леность, а расслабление. На крайнюю опасность этой язвы, этой раковой болезни указывает святитель Иоанн Златоуст, когда говорит о причине грехопадения Иуды, его духовной гибели. Причиной того, что грех, а точнее дьявольщина, проникает в сердце, есть духовное нерадение, расслабление, которое человек по тем или иным причинам допускает в своей жизни.

Очень важно понимать, что на свою духовную жизнь следует смотреть не как на естественную, само собой протекающую, а как на ту, которую необходимо повседневно организовывать. Часто спрашиваешь у человека: «Почему не прочитал утреннее и вечернее правило?» В ответ слышишь: «Мне некогда». Но это же неправда. Не в «некогдасти» дело, а в том, что твоя духовная жизнь не организована.

Собранность и организованность в нашей повседневной жизни крайне важна. Спросите любого профессионала — где корни его профессионализма? Не таланта, который есть у каждого, а именно профессионализма, на котором как на плодородной почве лежит его талант и приносит много плодов. Корень профессионализма лежит в организованности, в постоянстве того или иного совершаемого действия. И к духовной жизни нужно так и подходить.

И легче ее организовать тогда, когда первое благодатное чувство имеет необыкновенную сладость, и ты еще с вдохновением и радостью устанавливаешь для себя молитвенный и постнический труд. А дальше потребуется подвиг — подвиг поддержания этого порядка, установленного в самом начале, когда еще любовь сердца делала для тебя все понятным, ясным и дорогим.

Первое благодатное отношение к нашей духовной жизни дается как дар, ориентир, к которому мы стремимся. Откуда, например, человек знает, что он молится рассеянно? Видит это из того, что когда-то молился не рассеянно. Когда-то имя Божье было недалеко от его слова, его сердца. Именно такого внимания и ищет человек на молитве уже после, когда наступает время духовного труда. Этот образ мы имеем всегда перед глазами, поддерживая порядок своей духовной жизни. Если же попустим расслабление, то с нами случится то же, что и с Иудой. Ведь эта болезнь, однажды войдя в нашу жизнь, впоследствии демонстрирует яростное и смертельное господство.
«В нас содержится семя благодати, получаемое при Крещении, и всякое благое начинание, если потрудимся, сразу же приобретает большую силу»

— О чем свидетельствует то, что человек, искренне верящий в Бога, любящий заповеди, Церковь, старательно исполняет все, что касается хозяйства, работы, домашних обязанностей. А что касается церковной жизни – то здесь все намного сложнее. Утром помолиться некогда, вечером глаза слипаются – не до вечернего правила. Это происходит при условии, что Бога любишь, и в сердце – только благодарность. Желание молиться есть, но не воплощается в реальном действии. Что делать в таком случае?

— Все очень просто. Если действительно человек искренне верит в Бога и в уме постоянно обращается к Нему, то ритм его духовной жизни сбивается именно по причине неорганизованности. Безусловно, утро нужно начинать именно с молитвы и время мы должны найти во что бы то ни было. Время вы согласовываете со своим духовником, ведь у каждого своя продолжительность, необходимость в молитве. И когда человек привыкает к этому, он уже не может начать и дня своего без молитвы. Дело все в организованности.

Когда человек устраивает свою духовную жизнь, ему приходится себя понуждать, заставлять. Кажется, что дальше будет всё труднее и труднее это делать. На самом деле всё наоборот. Заставив себя несколько раз, если есть понимание того, что иначе день нельзя начинать, человек получит определенный навык. А дальше сила Божья ему поможет. Внутри себя мы имеем семя благодати, которое Господь дарует нам с Крещением, и всякое благое начинание, если мы немного потрудимся, сразу же приобретает очень большую силу. Не бойтесь, дерзайте и только твердо учреждайте в своей жизни такой порядок! Это что касается утренней молитвы.

По поводу вечерней молитвы. Дело в том, что, действительно, люди очень утомляются к вечеру, после ужина их одолевает сон и молиться уже трудно. Могу посоветовать следующее. Вечерние молитвы не обязательно читать перед самым сном. Это можно делать в начале вечера, когда еще далеко до полной вечерней усталости, человек еще не наелся и не ослабел до изнеможения. Это время можно употребить на большую часть вечерних молитв, оставив часть правила на время перед сном. Если мы потрудимся так, то уже перед самым сном нам будет гораздо легче.

Молитва требует к себе продуманного отношения, к ней нужно подходить, посоветовавшись со своим духовным отцом. Каждый человек должен знать свои силы, свой ритм и порядок. Даже скорость молитвы у каждого своя, зависит от темперамента.

— В церковных лавках сейчас продаются молитвенные правила, записанные на аудиодисках. Люди, живущие в городе, тратят как минимум час времени на дорогу на работу утром и вечером. Возможен ли такой вариант, когда правила слушаются в машине, или человек, ощущая усталость, одевает наушники и прослушивает вечернее правило дома перед иконами?

— Я думаю, что слушание правила – это некоторое пособие, а не полноценная замена. То есть, заменить наш личный молитвенный труд, старание возвысить сердце к приближению к личности Бога, ничто не может. Слушание правила значительно снижает силу этого подвига, поэтому может быть только пособием.

Если человек после какого-то большого стресса не может утром подняться на молитву, я могу посоветовать слушать молитвы, поскольку само слушание согревает и утешает. Но домолиться он должен сам, этого труда ему ничто не заменит.

Если находимся в поездке или каких-то экстремальных условиях, тогда слушание оправдано. В каких-то особенных случаях правило может быть выслушано таким образом, но делать это нормальным порядком жизни нельзя.
«Очень часто кажущиеся непохвальными некоторые черты характера человека являются продолжением его талантов»

— И как вытаскивать себя из рутины? Исповедовать духовную леность не всегда помогает сразу, нужны еще какие-то шаги, усилия. Что можно делать, чтобы с этим бороться?

— Очень важен ритм нашей духовной жизни, не только молитвенный, но и евхаристический. Евхаристия – это великое событие в жизни человека, если он внимательно к этому относится.

Кстати, подготовка к Евхаристии и само это событие дает очень глубокий молитвенный опыт. Способствует приобретению этого опыта и переживание, когда человек готовится и приступает к Чаше: это приближает его к пониманию, что молитвенное правило – не какая-то чуждая и привнесенная искусственно в нашу жизнь сфера. Молитвенная жизнь – это самая естественная, вожделенная деятельность души. Именно опыт евхаристического приготовления, самой Евхаристии и благодарности (если кто внимательно читает благодарственные молитвы, вникая в их смысл, продолжая ту же беседу с Божественной личностью) накладывает на душу человека глубокий отпечаток.

Только очень важно не делать это переживание редким. Если даже в достаточно сложное время, синодальный период, в официальном документе «Катехизис», написанном святителем Филаретом, указано, что правильно и нормально для нас причащаться каждый месяц, то насколько было бы полезно человеку следовать этому совету! Хотя в наше время мы видим, что даже и раз в месяц не достаточно. Во всяком случае, мы имеем твердые указания на это из житий святых. В житии Макария Великого, например, читаем, что женщина была повреждена духовно именно по причине того, что не причащалась более четырех недель. На это нужно обратить внимание.

Если человек регулярно исповедуется, но в результате какого-то греховного увлечения его постигнет некоторое очерствение, ему поможет необходимость исполнять порядок своей евхаристической или исповеднической жизни. Он знает, что в такое-то время он обязательно должен прийти на исповедь, а дальше уже сама благодать таинства в нем будет действовать особенным образом. Ему кажется, что он подходит к этому формально, но существует же благодать, которая изменяет человека при совершении таинства, вразумляет, дарует переживания, чувство стыда и искреннее желание и стремление к перемене.

Все дело в том, чтобы не ждать, когда у тебя появится желание пойти поисповедоваться, а установить такой ритм духовной жизни, который сам будет тебя приводить к духовному здоровью. Этот порядок святые отцы, как вы помните, сравнивают с колышком, который не дает теленочку далеко уйти от благоприятного для него места.

— Может ли такое быть, что леность – это черта характера, присущая только некоторым людям? Если это так, то получается, что она не будет оставлять человека долгое время или даже до конца жизни. Леность имеется в виду именно как леность, а не только как расслабленность.

— Нужно помнить, что у нас есть сильнейший и злейший, всеми силами своими ненавидящий нас враг. Он употребляет против всех нас изощренные способы, чтобы лишить нас благодати, благодатной жизни. И к каждому он прилагает свое средство, которое ему кажется удобнейшим для того, чтобы погубить душу именно этого человека.

Нужно обратить внимание, что очень часто кажущиеся непохвальными некоторые черты характера человека являются продолжением его талантов. Только таким продолжением, которое нужно отсечь, для того чтобы талант воссиял в полную красоту. Если человек, одаренный возвышенным умозрением, в потенциале мог бы стать на молитвенный путь, то если способность его не развивается, она может привести к тому, что он будет склонен к малоподвижности, к лени. Точно так же и человек крайне деятельный совершает во множестве ошибки, если ни с кем не советуется — а такой деятельности характера очень часто присуща самонадеянность. Он решается на шаги в тех случаях, когда нужно было бы остановиться и посоветоваться. Вместо этого легко и решительно совершает такие глупости, которые исправить потом очень тяжело.

Что с этим делать? Человеку нужно отсекать внешнее дурное проявление и развивать свои способности под руководством духовного отца. Каждому из нас до конца жизни нужно решать ту задачу, которую Бог поставил. И внешне ленивому, и внешне безудержному одинаково нужно духовно трудиться — в самообуздании, или, напротив, в воздвижении себя.

Кроме того, Господь, указывая на нашу человеческую слабость, благовествует нам о том, что Он так устроил наше христианское общение, чтобы мы, опираясь друг на друга, преодолевали козни врага. Если видишь какое-то свое расслабление, власть над собой страстей и немощей – помни, что у тебя есть Таинства, духовник, твои христианские друзья, лишь бы ты, если сам не можешь, не опуская рук, опираясь на взаимную христианскую любовь, старался преодолеть свою немощь.

Люди, которые просыпают богослужения, встречаются очень часто. Они исповедуют этот грех, просят прощение и получают его. Им стыдно и они справляются. А если человек проснулся и считает, что может не пойти на Литургию, то такая мысль вкладывается в его сознание по причине того, что он считает для себя событие Божественной литургии необязательным.

Я уже говорил о достаточно нередком причащении (не говорю слово «частом», потому что оно пугает многих). Такая евхаристическая жизнь приводит к тому, что мысль о необязательности этого события у человека просто исчезает. Думаю, что нужно двигаться именно в этом направлении, в направлении того, чтобы мы всегда исполняли эту важнейшую для нас самих обязанность участвовать в Божественной литургии, в Богообщении, в божественной Евхаристии. И чтобы эта регулярность родила в нас такое общение с Богом, что как камень к камню в стене прилегает, что нельзя и лезвию пройти между ними, так и в отношения человека с Богом дьявол не смог бы протиснуть никакого своего смертоносного оружия.

Беседу вела Юлия Коминко