Автор:Анатолий Баданов

Как молиться перед чтением Евангелия?

Как молиться перед чтением Евангелия?Какие молитвы совершать перед чтением Евангелия? Как молились святые? Почему нужно молиться перед чтением Евангелия? Понять Слово Божие без помощи Господа не возможно никому. Даже апостолы пребывая рядом со Спасителем не могли понимать Писание. В Евангелие сказано, что для понимания Священных Писаний, Господь дал апостолам дар отверстого ума — «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.» (Лук.24:45). Этот дар так же входит в разряд благодатных даров учительства. Этот дар так же велик, как дар апостольства или пророчества. Его апостол ставит на одну полку с этими великими дарованиями — » И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1Кор.12:28). Как видим из послания апостола Павла, дар учительства дается не просто человеку, а через человека всей Церкви. Следовательно для того чтобы правильно понимать Писание, мы должны прикладывать к чтению Библии толкование св. Отцов.

«Дух произнес Священное Писание, и только Дух может истолковать его. Вдохновенные Богом мужи, пророки и апостолы написали его; вдохновенные Богом мужи, Святые Отцы, истолковали его. Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание Священного Писания, необходимо чтение Святых Отцов.»

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Следует заметить, что эта практика очень древняя. Ещё в древности, когда читали Закон Моисеев ветхозаветные учителя прилагали толкование к Закону и люди правильно понимали прочитанное — «И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное.» (Неем.8:8 ) Но Слово Божие это не только духовные ориентиры по которым христианин выстраивает свою жизнь, это ещё и неисчерпаемый источник Божественной благодати. Схиигумен Иоанн (Алексеев) о чтении Евангелия писал так — «Святые Отцы советуют читать святое Евангелие ежедневно; если очень недосужно, хоть одно зачало все же прочти. Читай не так, чтобы только прочесть, но внутренно помолись Господу, чтобы открыл очи твои сердечные для уразумения силы святого благовествования Христова; читай внимательно, точно по складам. Опытом познаешь духовную силу, исходящую от такого чтения«.

Упомянутая схиигуменом Иоанном внутренняя молитва имеет очень древние корни. Об этом молении упоминал ещё преподобный Ефрем Сирин. Святой учил так — «Когда же читаешь, читай с усердием и прилежно; с великим вниманием останавливайся на каждом стихе и не листы только переворачивать старайся, но, если нужно, не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы уразуметь силу его. А когда садишься читать или слушать читающего, помолись прежде Богу, говоря: «Господи Иисусе Христе! Отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и уразуметь их, и исполнить волю Твою; потому что пришлец я на земле; не скрой от меня, Господи, заповедей Твоих, но открой очи мои, и уpазумeю чудеса, явленные законом Твоим. Ибо на Тебя уповаю, Боже мой, чтобы просветил Ты сердце мое»«.

Также и преподобный Исаак Сирин наставляет: «К словесам таинств, заключенных в Божественном Писании, не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога, но говори: “Дай мне, Господи, приять ощущение заключающейся в них силы”. Молитву почитай ключом к истинному смыслу сказанного в Божественных Писаниях». Существует так же молитва святителя Иоанна Златоуста составленная им для чтения или слушания священного Писания — «Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь».

Существует так же традиция чтения молитвы, которая помещена в конце 11-й кафизмы: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Эту молитву так же тайно читает священник во время Божественной Литургии перед чтением святого Евангелия.

Как уже говорилось выше, благодать священного Писания неисчерпаема и по нашим молитвам Господь осеняет ей не только нас, но и людей о которых мы молимся перед чтением Слова Божьего. Вот какими словами молился святитель Игнатий (Брянчанинова) перед чтением Евангелия — «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».


Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»


Нажмите, чтобы задать вопрос