Автор:Анатолий Баданов

Как действуют бесы?

Как действуют бесы?Очень актуальная для нашего времени проповедь преподобного Ефрема Сирина:

Послушайте, отцы и братие: часто враг внушает человеку слова: «ты еще очень молод, следуй своим склонностям; ибо сколько ты видишь в мире людей преданных удовольствиям, кои однакож за сие не думают лишиться благ вечных! А ты очень молод: ешь, пей, наслаждайся благами мира сего; в старости покаешься. К чему в настоящем возрасте изнурять плоть свою?»

Вот приходит и старость; лукавый подступает тогда с речениями из Священнаго Писания: «ты вздыхаешь, человек, говорит он, сомневаешься в милосердии Бога, котораго почитаешь немилосердным: но Божественное Писание ясно говорит, что Бог милосерд и человеколюбив. Неужели Он не знает, что ты старик слабый и немощный? Он видит, что ты поститься не можешь, постоянно бодрствовать не можешь, возлежать на земле не можешь. И неужели не слышал ты, что говорит Он в Евангелии, что и те, кои с детства служат Ему, и те, кои с мужескаго возраста, и – самые престарелые, равную часть получают награду; ибо в Евангелии говорится, что пришедшие и в первый час и в третий и шестый и девятый и одиннадцатый, получили равную мзду; и Пророк Давид это же предсказал: благословил есть малыя с великими (Пс. 113, 21).»

Такие речи внушает лукавый знающим Писание, чтобы не допустить их ни в юности, ни в старости оплакивать свои грехи; а для обольщения невежд он употребляет еще коварнейшее средство, устремляя против них меч отчаяния: «о чем разсуждаешь ты, человек, говорит он; для чего обманываешь самаго себя, считая Бога, Богом кающихся? Ты – любодейца, грабитель, убийца, хищник, обманщик, клятвопреступник: как же ты можешь спастися? Ты погиб, посему удовлетворяй своим страстям; прошедшаго не воротишь, по крайней мере, не теряй настоящаго».

– Слова истинно диявольския, противныя Христу! Ты погиб, но можешь еще спастися; ты любодействовал, но можешь еще исправиться – сделаться воздержанным. Когда Петр, спрашивал у Исуса Христа: сколько раз могу отпускать брату моему, просящему прощения? – Исус Христос отвечал: семдесять семь . Сими словами Он показал, что кающимся – милость без пределов.

Но в каком состоянии человек будет, застигнут смертию, в том и будет судиться, в добре и зле. Вспомни, брат, как спаслися грешники, и не отчаивайся; приведи себе на память блаженнаго Манассию, блудницу, мытаря, разбойника, блуднаго сына, и убегая обольщения. Когда лукавый скажет тебе: «следуй своим склонностям. Удовлетворяй страстям своим», – спроси у него: какая же польза будет мне от нечистых удовольствий? Не огнь ли вечный.

Напротив, когда он далее представит тебе человеколюбие Божие, скажи ему: и я знаю, что Бог милосерд и человеколюбив; но знаю также, что Он есть вместе и праведный Судия; знаю и то, что Он не пощадил и тебя и вместе с тобою отверженных, но осудил на вечный огонь. А если он скажет: «я безтелесен, неподвержен слабости, по этому Он и не пощадил меня, а тебя пощадит»; тогда отвечай ему: от чего же Он не пощадил Адама Прародителя, Евы, Каина, не пощадил погибших в потопе, не пощадил Содомлян, не пощадил даже собственнаго ученика? И если Он не пощадил Своего ученика, то как же меня пощадит? Отойди от меня сверженный с неба – скажи ему, и осени себя знамением креста!

Братия моя, не будем верить врагу, который внушает нам зло, чтобы погубить нас; будем верить, что есть суд и воздаяние за дела и слова, мысли и движения. Зная все сие, будем вести себя так, чтобы враги наши не могли сказать об нас ничего худаго в день страшнаго суда, а мы могли найти милость на суде с боящимися Господа, и со всеми ими будем делать благое, ибо вера без дел мертва есть (Иак. 2, 20), равно как и дела без веры. Не может быть, чтобы тот, кто живет невоздержанно, проводит время в похотях злых, вошел в Царствие Небесное, по слову Евангелия: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством (Лк. 21, 34).

Посему будем постоянно внимательны к себе, и ежечасно готовы, чтобы Господь, внезапно позвав нас к Себе, не обрел нас неготовыми; – тогда будут сетовать посланные за нами святые Ангелы, будут смеяться злые демоны; – чтобы не явиться нам по званию христианами, а по жизни язычниками. Ибо христианство есть подражание Христу, сколько то возможно.

Посему, если мы надеемся на святое крещение и не радим о заповедях Христа, то мы сделались неверным; и Христос не поможет нам, пребывающим в грехе и нечестии; ибо мы слышали, что говорит Он в Святом Евангелии: не всяк глаголяй ми Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех (Мф. 7, 21). Вы знаете, как угодили Богу Святые: не сном, не безпечностию, не малодушием, но камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша, лишени, скорбяще, озлоблени, в пустынях скитающиеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных (Евр. 11, 37-38).

Посему, возлюбленные и христолюбивые братие, будем и мы все ратовать, – каждый по силам своим, да не явимся совершенно безплодными и да не постигнет нас вечное наказание. Ибо как мы по свободе нашей можем грешить, так можем и жить праведно при помощи Божией.

Посему возлюбим путь тесный и скорбный; им мы дойдем до Царствия Небеснаго; будем удаляться пути широкаго и пространнаго, ведущаго в погибель; будем делать добро от всей души; умертвим плотское мудрование, чтоб не быть неприязненными Богу. Павел, великий Апостол Христов, так говорит: будем сострадательны; – дадим хлеб и получим небо; дадим овол (мелкая монета ред.) и наследуем рай; дадим одежду и получим Царство Небесное; дадим малое и получим многое; дадим готовность и получим силы. Будем здесь плакать, христолюбивые братия, чтобы угасить неугасающий огонь; ибо те, кои здесь предаются веселью и забавам, там будут осуждены; а те, кои здесь плачут, там возсмеются и возрадуются; здесь укоряемы и поносимые, там будут блаженствовать; здесь алчущие, там насытятся, – жаждущие, там утолят свою жажду. Будем, сколько возможно, трезвы и бдительны; не ослабеем духом, взывая к Богу и стуча в двери милосердия, и Он без сомнения отверзет их нам. Ему слава пободает ныне и присно и во веки веком.  Аминь.