Деяния Поместного Собора 1917-1918 гг — Деяние восьмое

Деяния Поместного Собора 1917-1918 гг — Деяние восьмое


К оглавлению

К разделу


Дѣяніе восьмое.
22 августа 1917 года.

I. Засѣданіе открыто въ 5 час. 20 мин. вечера въ Соборной Палатѣ подъ Предсѣдательствомъ Митрополита Московскаго Тихона въ присутствіи 449 Членовъ Собора.
На повѣсткѣ засѣданія:

1) Вторичное голосованіе шарами протоіереевъ А. П. Рождественскаго и П. Н. Лахостскаго на должность члена Совѣта Собора отъ клириковъ.

2) Избраніе записками членовъ слѣдующихъ пяти Отдѣловъ: а) личнаго состава, б) редакціоннаго, в) уставнаго, г) издательскаго, и д) о преподаваніи Закона Божія въ школѣ.

II. Предсѣдатель предлагаетъ произвести вторичное голосованіе шарами протоіеревъ А. П. Рождественскаго и П. Н. Лахостскаго, намѣченныхъ записками кандидатами въ составъ Соборнаго Совѣта отъ пресвитеровъ, и приглашаетъ къ подсчету шаровъ Членовъ Собора: прот. П. И. Лепорскаго, архим. Матѳея, князя Г. Н. Трубецкаго, проф. С. С. Глаголева, М. Н. Котельникова. Е. В. Скородумова, С. А. Лебедева, В. В. Радзимовскаго и С. П. Кехгіопуло.

III. Архіепископъ Тамбовскій Кириллъ (внѣочередное заявленіе). Я рѣшаюсь выступить предъ Священнымъ соборомъ съ исповѣданіемъ того чувства тревоги, которое закрадывается мнѣ въ душу въ виду нѣкоторыхъ подробностей нашей жизни. Пришли мы сюда съ одною цѣлью, да соберутся всѣ разсѣянные во-едино. И если гдѣ, то на Соборѣ всѣ должны дышать однимъ духомъ вѣры и любви и привести къ единству все русское православное населеніе. Но начинаетъ проявляться нѣчто неожиданное. Первые дни радовали насъ согласіемъ и единодушіемъ. Но прошло нѣсколько дней, и въ газетахъ появились замѣтки о томъ, что на Соборѣ есть теченіе, особенно со стороны черной сотни, куда записываютъ весь епископатъ, руководимый будто бы Архіепископами Антоніемъ Харьковскимъ, Арсеніемъ Новгородскимъ и Кирилломъ Тамбовскимъ. Никакихъ партій, ни красныхъ, ни черныхъ сотенъ я не видалъ и къ нимъ не принадлежу. Мы всѣ пришли для одной цѣли, и дѣлить членовъ Собора на партіи могутъ только недобросовѣстные люди, желающіе испортить наше общее дѣло. Чтобы предотвратить это, я просилъ бы всѣхъ собираться для обсужденія нашихъ дѣлъ не по потайнымъ угламъ, а всѣхъ вмѣстѣ въ залѣ духовной семинаріи или въ этомъ залѣ. Говорятъ, что епископы наводнили Соборъ «Московскими Вѣдомостями». Въ чемъ угодно можно обвинять епископовъ, но только не въ томъ, что они состоятъ разносчиками газетъ! Прошу Васъ встрѣчать всѣ эти слухи съ чувствомъ презрѣнія и относиться другъ къ другу съ довѣріемъ и любовью.

IV. Предсѣдатель объявляетъ результаты голосованія шарами. Прот. А. П. Рождественскій получилъ 242 избирательныхъ шара и 192 неизбирательныхъ и прот. П. Н. Лахостскій 228 избирательныхъ и 205 неизбирательныхъ. Такимъ образомъ избранъ въ члены Соборнаго Совѣта прот. А. П. Рождественскій, котораго Соборъ привѣтствуетъ многолѣтствованіемъ.

V. Протопр. Н. А. Любимовъ оглашаетъ спѣшное предложеніе, поступившее за подписью 30 Членовъ, слѣдующаго содержанія:

«Еще на засѣданіи Собора 19 августа было постановлено, чтобы незамедлительно было совершено всенародное моленіе въ Москвѣ. Вопросъ этотъ былъ переданъ въ совѣщаніе Соборнаго Совѣта. Грозная катастрофа подъ Ригой повелительно требуетъ скорѣйшаго совершенія этого молебствія, именно въ субботу 26 августа, когда въ Москвѣ совершается крестный ходъ по случаю избавленія Руси отъ нашествія Тамерлана».
По порученію Высокопреосвященнаго Предсѣдателя считаю долгомъ разъяснитъ, что имѣлось въ виду устроить всенародное моленіе по всей Россіи въ одинъ день съ прочтеніемъ Соборнаго посланія. Такъ какъ въ краткій срокъ невозможно напечатать и разослать посланіе, то днемъ моленія намѣчено 14-е сентября. Теперь же, въ виду грозныхъ событій, желательно устроить особое народное молебствіе въ Москвѣ 26-го августа, соединивъ съ крестнымъ ходомъ изъ Успенскаго и другихъ Кремлевскихъ соборовъ въ Срѣтенскій монастырь, а на пути на Красной площади на Лобномъ мѣстѣ совершить молебствіе о ниспосланіи Россіи небесной помоши.
Объявляю къ свѣдѣнію Собора, что составленіе Соборнаго посланія было поручено Соборному Совѣту, который отъ себя пригласилъ въ составъ образованнаго при немъ совѣщанія слѣдующихъ лицъ: Архіепископа Кишиневскаго Анастасія, Епископа Пермскаго Андроника. протопр. Н. А. Любимова, намѣстника Троице-Сегріевой Лавры архим. Кронида, прот. П. Н. Лахостскаго, прот. А. А. Хотовицкаго, прот. К. Н. Богородицкаго, проф. свящ. В. Д. Прилуцкаго, П. И. Астрова, А. І. Ивановскаго, протодіакона М. А. Дейниковскаго и діакона В. І. Архангельскаго.

VI. Предсѣдатель. На повѣстку настоящаго засѣданія Собора поставлено избраніе членовъ слѣдующихъ пяти Отдѣловъ: личнаго состава, уставнаго, редакціоннаго, издательскаго и законоучительскаго. Но поступило предложеніе объ избраніи въ настоящемъ собраніи только членовъ Отдѣла личнаго состава, засимъ поступило предложеніе объ образованіи въ этомъ же засѣданіи Отдѣла по вопросу о преподаваніи Закона Божія. Предлагаю сначала произвести выборы членовъ въ Отдѣлъ личнаго состава, а затѣмъ, если останется время, въ законоучительскій Отдѣлъ.

VII. Протопр. Н. А. Любимовъ оглашаетъ слѣдующій списокъ лицъ, изъявившихъ желаніе войти въ Отдѣлъ личнаго состава: А. М. Пановъ, архимандритъ Матѳей, Б. П. Протодіаконовъ, Т. Г. Суриновъ, Н. Н. Осокинъ, П. В. Васильевъ, епископъ Астраханскій Митрофанъ. П. Н. Гурскій, Л. К. Артамоновъ, Ѳ. С. Боголюбовъ, П. В. Цвѣтковъ, П. А. Разумовъ, М. А. Кальневъ, И. И. Архангельскій, прот. А. А. Юновидовъ, В. І. Криницкій, свящ. В. М. Ильинъ, діак. А. Н. Никольскій, Д. В. Смирновъ, Н. К. Литвинскій, А. М. Черноуцанъ, прот. А. П. Разумовскій, С. Н. Розановъ, Ѳ. П. Чернышевъ, князь А. Г. Чагадаевъ, П. М. Смирновъ, прот. Ѳ. С. Воловей, А. И. Аббати, В. П. Рыбинскій, А. И. Максаковъ, В. Г. Соколовъ, прот. В. І. Туркевичъ, И. В. Новицкій, прот. І. В. Знаменскій, Н. Н. Медвѣдковъ, прот. В. А. Шингаревъ, М. Г. Красноженъ, свящ. П. Е. Салагоръ, А. А. Коцарь, Н. И. Пантинъ, В. К. Соколовъ, Н. М. Абрамовъ, А. И. Покровскій, прот. П. І. Лепорскій, И. С. Стахіевъ, прот. К. М. Аггеевъ, свящ. С. В. Нѣжинцевъ, И. М. Бичъ-Лубенскій, П. А. Прокошевъ, архіепископъ Херсонскій Назарій, архіепископъ Донской Митрофанъ, В. Г. Дьяченко, графъ П. М. Граббе, прот. А. А. Хотовицкій, А. І. Ивановскій, В. Н. Бенешевичъ, Н. И. Шелутинскій, П. В. Любинскій, Р. Е. Сапинъ, М. П. Смирновъ, А. И. Іюдинъ, И. И. Мельниковъ, В. И. Зеленцовъ.

VIII. Проф. П. П. Кудрявцевъ дѣлаетъ заявленіе о порядкѣ выборовъ, что, согласно Уставу, избранію въ составъ членовъ Отдѣла подлежатъ не только лица, изъявившія желаніе работать въ Отдѣлѣ и записавшіяся въ списокъ, но и прочіе Члены Собора.

IX. Протопр. Н. А. Любимовъ, подтверждая отъ имени Предсѣдателя заявленіе профессора П. П. Кудрявцева, разъясняетъ, что избранію въ составъ Отдѣла подлежатъ только 20 лицъ и что поэтому только первыя 20 именъ, внесенныхъ въ избирательную записку, будутъ считаться вошедшими въ составъ Отдѣла.

X. В. В. Радзимовскій проситъ огласить статьи Устава о порядкѣ выборовъ въ Отдѣлы и разъяснить ихъ во избѣжаніе ошибокъ и недоразумѣній.

XI. И. М. Бичъ-Лубенскій. Намъ было предложено записаться въ Отдѣлы, затѣмъ было разъяснено, что въ составъ Отдѣловъ могутъ быть избираемы не только лица записавшіяся, но и другіе Члены Собора. Но мы не имѣемъ ни списка лицъ, записавшихся въ Отдѣлы, ни общаго списка Членовъ Собора; оглашенный же сейчасъ списокъ не совпадаетъ со спискомъ, вывѣшеннымъ на дверяхъ неизвѣстно кѣмъ.

XII. Епископъ Пермскій Андроникъ оглашаетъ ст. 70 и 71 Соборнаго Устава. Согласно этимъ статьямъ, выборы надлежитъ производить только въ предѣлахъ списка лицъ, заявившихъ желаніе работать въ Отдѣлѣ, частными же списками не слѣдуетъ руководствоваться.

XIII. Епископъ Астраханскій Митрофанъ. Порядокъ выборовъ членовъ въ Отдѣлы — дѣло очень важное, и необходимо точно его установить: рѣшеніе комиссіи, изучавшей вопросъ, до извѣстной степени предопредѣляетъ Соборное рѣшеніе. Поэтому, если въ Отдѣлъ попадутъ люди односторонніе, то и наша работа пойдетъ односторонне: Соборъ будетъ дѣлать лишь частичныя измѣненія и поправки. Въ законодательныхъ учрежденіяхъ дѣло облегчается тѣмъ, что каждая политическая партія устанавливаетъ опредѣленное число лицъ отъ своего состава. У насъ этого нѣтъ и не должно быть: какая-либо партійная группировка будетъ вредною для общаго Соборнаго дѣла. Мы должны составить одно цѣлое, и намъ нужно придумать другой техническій способъ, чтобы установить правильное представительство. Самое лучшее примѣнить то основное правило, чтобы выборы производились по группамъ, на которыя мы естественно раздѣляемся, т. е. чтобы группы епископовъ, клириковъ и мірянъ сговаривались отдѣльно и потомъ составляли общій списокъ. Если группа будетъ болѣе многочисленна, то ей нужно предоставить большее число голосовъ. Нежелательно, чтобы нашъ Соборъ попалъ въ руки партій. Нужно теперь же выяснить и установить порядокъ выборовъ въ Отдѣлы.

XIV. Прот. А. В. Смирновъ. Та система выборовъ въ Отдѣлы, какая предложена Соборнымъ Совѣтомъ, можетъ внести путаницу и затрудненія, которыя особенно усилятся при выборѣ всѣхъ (до 15) Отдѣловъ. Въ Государственной Думѣ дѣло налажено, и на выборы тратится мало времени. Нужно облегчить способъ выборовъ въ Отдѣлы. Я присоединяюсь къ мысли Преосвященнаго Митрофана о производствѣ выборовъ по группамъ (епископовъ, клириковъ и мірянъ), причемъ группа мірянъ можетъ быть раздѣлена на двѣ или болѣе группы.

XV. Графъ Д. А. Олсуфьевъ. Я придаю большое значеніе правильной установкѣ системы выборовъ въ Отдѣлы, особенно въ тѣ, которые будутъ разрабатывать сложные вопросы церковной жизни. Всякій Отдѣлъ, если онъ правильно составленъ, долженъ отражать всѣ теченія мысли, какія существуютъ на Соборѣ. Всякое собраніе потому и собирается, что есть различныя теченія мысли. Если бы собраніе было однородно, то незачѣмъ всѣмъ собираться, а надо одному поручить все дѣло. Отсюда мое возраженіе противъ правильной мысли Архіепископа Кирилла. Нѣтъ сомнѣнія, что намъ непріятны газетныя замѣтки, которыя хотятъ раздѣлить насъ на враждебныя лагери. Боже упаси насъ отъ этого! Но враждебныя политическія партіи и разнородныя теченія мысли на Соборѣ не одно и то же. Покойный А. С. Хомяковъ говоритъ, что основная мысль соборности есть единство во множествѣ. Изъ разнообразнаго теченія мыслей образуется гармоническое цѣлое. Когда мы узнаемъ другъ друга, тогда будутъ и группировки, но это не значитъ, что мы должны враждебно относиться другъ къ другу. Исходя изъ этой мысли, нужно установить такую систему выборовъ, которая бы отражала это различіе мыслей. Такою системою могла бы быть пропорціональная система выборовъ, принятая въ Государственномъ Совѣтѣ. Эта система особенно удобна при составѣ собранія до 500 человѣкъ. Она состоитъ въ томъ, что каждый воленъ подавать свой списокъ. Думская куріальная система, рекомендованная предшествующими ораторами, менѣе совершенна, такъ какъ она менѣе отражаетъ теченіе мыслей, въ ней есть элементъ принужденія. Какъ я могу относиться къ списку предложенному, когда я никого изъ указанныхъ въ немъ лицъ не знаю? Я предлагаю принять пропорціональную систему выборовъ.

XVI. А. В. Васильевъ. Выборы по партіямъ нежелательны, такъ какъ партійность не соотвѣтствуетъ духу соборности, также и выборы отдѣльно отъ епископовъ, клира и мірянъ. Для мірянъ они будутъ особенно затруднительными: епископы другъ друга знаютъ, а міряне — нѣтъ. Наиболѣе цѣлесообразнымъ было бы не ограничивать числа членовъ Отдѣла и чтобы всѣ записавшіеся въ Отдѣлъ считались его членами, а они изъ своей среды могутъ выбирать подотдѣлы. При такихъ условіяхъ члены Собора могутъ заняться тѣмъ дѣломъ, которое для каждаго представляется наиболѣе выгоднымъ.

XVII. А. Ф. Одарченко. Необходимо, чтобы выборы производилась пропорціонально и отражали всѣ теченія соборной мысли. Я лично не принадлежу ни къ какой партіи, и думаю, что къ такому высокому собранію, какъ Соборъ, неприложимо понятіе партій. На Православномъ Соборѣ долженъ быть приложенъ принципъ, выраженный въ словахъ блаженнаго Августина: in necessariis unitas, in dubiis libertas, in omnibus amor, т. е. «въ необходимомъ — согласіе, въ сомнительномъ — свобода, а во всемъ — любовь». Къ сожалѣнію нельзя скрывать, что на Соборѣ существуютъ теченія, пустившія глубокіе корни. Нельзя сказать, чтобы газетныя статьи содержали одни измышленія. Нужно говорить открыто: партій еще нѣтъ, ибо нѣтъ программъ, но теченія есть. Если производить выборы куріально, то эти теченія не были бы отражены. Разслоенія среди клириковъ больше, чѣмъ среди мірянъ, и это естественно, потому что клирики болѣе освѣдомлены въ дѣлахъ церковныхъ, и упрекать ихъ за это нельзя. Ибо по Апостолу, «подобаетъ и раздѣленіямъ быти, да искуснѣйшіе въ вѣрѣ явятся». Нужно принять принципъ англійскаго парламента. Тамъ существуетъ широкая свобода привлеченія лицъ въ составъ комиссій, но, по установившейся практикѣ, туда входятъ только люди дѣйствительно понимающіе то дѣло, надъ которымъ они работали. Комиссія, собственно говоря, ничего не рѣшаетъ: она только разрабатываетъ вопросы; и потому здѣсь важна серьезная разработка вопроса, а не подсчетъ количества голосовъ. Соборъ долженъ установить принципъ: допустить всѣхъ желающихъ работать, но съ непремѣннымъ условіемъ, чтобы входили только желающіе работать. Мое предложеніе сводится къ тому, чтобы былъ открытъ свободный доступъ всѣмъ желающимъ работать, при какомъ условіи могутъ быть отображены существующіе на Соборѣ оттѣнки мысли.

XVIII. Епископъ Астраханскій Митрофанъ. Конечно, желательно, чтобы всѣ вопросы разсматривались свободно. но отъ разномыслія надо различать партійность и раздѣленіе. Апостолъ Павелъ, допуская разномысліе, возражаетъ противъ раздѣленія. Въ томъ же посланіи къ Коринѳянамъ, гдѣ апостолъ говоритъ о разномысліи, онъ осуждаетъ раздѣленіе на партіи («я — Аполлосовъ, я — Павловъ») и говоритъ, что всѣ должны быть Христовы. Опасно, если разномысліе внесетъ раздѣленіе и стремленіе добиться своего во что бы то ни стало. Мы — единое Тѣло Христово, въ тѣлѣ есть голова, ноги и руки. Система выборовъ въ Государствснной Думѣ къ намъ непримѣнима, она внесетъ раздѣленіе и споры. Система Государственнаго Совѣта имѣетъ болѣе семейный характеръ. Тамъ всего 150 членовъ, знающихъ другъ друга, и всегда есть возможность сговориться. Мы должны беречь нашъ Соборъ, беречь единомысліе и братскія отношенія. Посему будемъ подходить къ вопросу о выборахъ съ точки зрѣнія Тѣла Христова. Здѣсь — епископы, клирики, міряне. Это даетъ возможность болѣе или менѣе всѣмъ работать въ Отдѣлахъ, не только тѣмъ, которые желаютъ принести на Соборъ свое знаніе, но и тѣмъ, которые несутъ свое святое одушевленіе и христіанскую любовь. Я особенно боюсь за нашихъ крестьянъ, которые при другой системѣ выборовъ могутъ быть оттѣснены отъ участія въ активной работѣ Отдѣловъ.

XIX. Епископъ Томскій Анатолій. Парламентская система выборовъ имѣетъ свое идейное оправданіе, система же преосвященнаго Митрофана непріемлема, такъ какъ она вноситъ тоже раздѣленіе, хотя бы и механическое, и самый способъ выборовъ устанавливается чисто механическій. Сначала партій можетъ и не быть, но съ теченіемъ времени явятся руководители, и группы превратятся въ партіи. Если необходимо раздѣленіе, то оно должно быть оправдываемо идеей. Я предлагалъ бы раздѣлиться для выборовъ по церковнымъ округамь, которыхъ по проекту Предсоборнаго Совѣта назначено 16.

XX. Предсѣдатель. Дѣленіе на округа мірянамъ неизвѣстно.

XXI. Епископъ Томскій Анатолій. Каждый округъ, напримѣръ, Тифлисскій, имѣетъ свои особенности и свои нужды.

XXII. П. И. Астровъ. Я не умѣю найти слово, съ котораго долженъ бы начать рѣчь… Я участвую въ такомъ дѣйствіи, которое если не есть богослуженіе, то все же близко къ нему. Намъ предлагаютъ системы выборовъ, принятыя въ Думѣ или парламентѣ. Но нашъ Соборъ не съѣздъ, не Дума и не парламентъ. Соборъ есть нѣчто другое. Я отрицаю все то, что заключаетъ въ себѣ начало организованнаго раздѣленія. Я не отрицаю у насъ раздѣленія мысли: оттѣнки мысли мы несемъ въ себѣ. Но узаконять раздѣленіе въ системѣ выборовъ не слѣдуетъ. У насъ должно быть одно теченіе — церковное. У насъ не можетъ быть узаконенной группировки. Я бы сказалъ, что не слѣдуетъ прибѣгать безъ крайней надобности и къ раздѣленію на епископовъ, клириковъ и мірянъ. Доселѣ мы не дѣлились, мы единодушно выбрали составъ президіума. Отчего намъ не идти этимъ путемъ и далѣе? Я предлагаю собраться всѣмъ вмѣстѣ и обсудить, кого бы мы могли избрать въ Отдѣлъ личнаго состава. Это единственная система, соотвѣтствующая идеѣ Собора.

XXIII. Предсѣдатель. Поступило два предложенія: 1) о прекращеніи преній и 2) о производствѣ выборовъ въ Отдѣлъ личнаго состава.

XXIV. ПОСТАНОВЛЕНО: Пренія по вопросу о системѣ выборовъ прекратить.

XXV. Предсѣдатель. Желаетъ ли Соборъ сейчасъ же производить выборы въ Отдѣлъ личнаго состава, или ихъ слѣдуетъ отложить?

XXVI. Графъ П. Н. Апраксинъ. Система выборовъ послѣ долгихъ преній осталась невыясненною. Слѣдовало бы каждое положеніе голосовать, чтобы было ясно, чего желаетъ Соборъ.

XXVII. Прот. А. В. Смирновъ. Я считаю недопустимыми какъ долговременныя пренія, такъ и обрывъ безъ надлежащихъ выводовъ. Мы должны придти къ опредѣленному заключенію и принять ту или другую систему выборовъ.

XXVIII. Товарищъ Предсѣдателя Архіепископъ Арсеній. Въ Государственномъ Совѣтѣ очень долго имѣли сужденіе о системѣ выборовъ, пока, наконецъ, не приняли той системы, о которой говорилъ графъ Олсуфьевъ. Я предлагаю проголосовать, возможно ли у насъ примѣненіе этой системы, основанной на существованіи партій. Предлагается куріальная система, по естественной группировкѣ Членовъ Собора, состоящихъ изъ епископовъ, клириковъ и мірянъ. Третья система не допускаетъ никакихъ подраздѣленій, а мы всѣ должны собраться на частное совѣщаніе и намѣтитъ кандидатовъ изъ всего состава Собора.

XXIX. А. В. Васильевъ. Мое мнѣніе опущено Товарищемъ Предсѣдателя. По моему мнѣнію, никакихъ выборовъ производить не нужно, а всѣхъ записавшихся считать членами Отдѣла.

XXX. Проф. А. Ф. Одарченко присоединяется къ мнѣнію А. В. Васильева.

XXXI. Товарищъ Предсѣдателя Архіепископъ Арсеній. Предлагаю вносить предложенія письменно за подписью 30 Членовъ. Быть можетъ, для Отдѣла личнаго состава можно ограничиться имѣющимся спискомъ. Это дѣло несложное и особыхъ знаній не требуетъ. Я предлагаю сейчасъ же произвести выборы.

XXXII. Н. Ѳ. Миклашевскій. Письменнаго предложенія объ установленіи той или другой системы выборовъ до сего времени не поступало. Между тѣмъ ст. 70 и 71 Устава Собора не отмѣнены. Я предлагаю сейчасъ же приступить къ выборамъ. Не нужно писать непремѣнно 20 лицъ, а столько, сколько мнѣ кажется нужнымъ, хотя бы одно лицо, а потомъ изъ всѣхъ намѣченныхъ избирать 20 человѣкъ.

XXXIII. Товарищъ Предсѣдателя Архіепископъ Новгородскій Арсеній приказываетъ раздать членамъ Собора записки для голосованія и по заполненіи ихъ собрать для подсчета.

XXXIV. Въ 7 час. 45 мин. объявляется перерывъ на 15 мин.

XXXV. Засѣданіе возобновляется въ 8 часовъ.

XXXVI. Протопресвитеръ Н. А. Любимовъ оглашаетъ къ свѣдѣнію Собора списокъ лицъ, приглашенныхъ Соборнымъ Совѣтомъ для составленія соборнаго посланія къ чадамъ Православной Церкви. Въ списокъ вошли: Сергій, архіепископь Владимірскій, Анастасій, архіепископъ Кишиневскій, прот. Н. П. Добронравовъ, прот. П. А. Миртовъ, прот. А. П. Рождественскій, Н. Д. Кузнецовъ, проф. П. А. Прокошевъ, А. И. Іюдинъ, И. А. Можаевъ. Для составленія посланія христолюбивому воинству и флоту приглашены: графъ П. Н. Апраксинъ, проф. А. Ф. Одарченко, проф. А. Л. Погодинъ, прот. С. І. Шлеевъ, И. В. Новицкій, прот. П. І. Лепорскій.

XXXVII. Протоіерей А. В. Санковскій дѣлаетъ предложеніе пополнить этотъ списокъ включеніемъ въ него сельскихъ священниковъ, какъ болѣе знакомыхъ съ народною жизнью.

XXXVIII. Товарищъ Предсѣдателя Архіепископъ Новгородскій Арсеній. Разъясняю оратору, что съ этимъ предложеніемъ необходимо было обратиться къ Соборному Совѣту, и приглашаю Членовъ Собора для подсчета поданныхъ записокъ по выборамъ въ члены Отдѣла личнаго состава: В. И. Зеленцова, свящ. А. Р. Пономарева, П. А. Пѣшкова, свящ. І. Ѳ. Щукина, прот. А. П. Рождественскаго, проф. П. Д. Лапина, В. Я. Бахметьева, Ѳ. А. Гагарина, свящ. М. Ѳ. Околовича, проф. Л. И. Писарева, В. В. Новолѣтова, проф. М. Н. Васильевскаго, С. З. Осипова, прот. К. М. Аггеева, прот. Г. Н. Евсевіева, Ѳ. П. Чернышева, П. В. Цвѣткова, свящ. С. А. Сабинина, В. К. Лебедева, М. А. Кальнева, А. И. Аббати, прот. В. І. Туркевича.
Вмѣстѣ съ тѣмъ предлагаю отложить подсчетъ голосовъ до слѣдующаго засѣданія.

XXXIX. Архіепископъ Тамбовскій Кириллъ возражаетъ противъ этого предложенія, ссылаясь на ст. 181 Устава Собора, и предлагаетъ произвести подсчетъ въ этомъ же засѣданіи, чтобы Соборъ имѣлъ возможность утвердить выборы.

XL. Въ виду того, что по ст. 181 оглашеніе итоговъ подсчета голосовъ можетъ быть отложено и до слѣдующаго засѣданія, ПОСТАНОВЛЕНО: Оглашеніе итоговъ подсчета голосовъ отложить до слѣдующаго засѣданія, которое назначается въ четвергъ 24 августа, въ 10 час. утра.

XLI. В. С. Матюковъ произноситъ привѣтствіе Собору отъ Союза добровольцевъ народной обороны.

XLII. Предсѣдательствующій благодаритъ В. С. Матюкова за привѣтствіе.

XLIII. Засѣданіе закрыто въ 9 час. вечера.