Деяния Поместного Собора 1917-1918 гг — Деяние сто тридцать восьмое

Деяния Поместного Собора 1917-1918 гг — Деяние сто тридцать восьмое


К оглавлению

К разделу


Протокол сто тридцать восьмой

21 июля (3 августа) 1918 года

1. Заседание открыто в соборной палате в 11 часов 10 минут утра под председательством Святейшего Патриарха Тихона в присутствии 172 членов Собора, в том числе 28 епископов.

2. Докладчик Редакционного Отдела профессор В. А. Керенский оглашает доклад Отдела по предначертанию Собора о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения, с изложением этого предначертания в двух редакциях.

3. Товарищ председателя митрополит Новгородский Арсений предлагает передать доклад в Отдел о церковной дисциплине для дополнительного обсуждения.

4. ПОСТАНОВЛЕНО: передать доклад Редакционного Отдела в Отдел о церковной дисциплине.

5. Святейший Патриарх Тихон оглашает поступившие от Председателя Всеукраинского Церковного Собора епископа Балтского Пимена донесения:

а) о сроке открытия (7/20 июня) и закрытия (28 июня/11 июля) второй сессии и о предположенном начале (28 октября) третьей сессии Всеукраинского Собора,

б) о последовавшем постановлении сего Собора о том, что все постановления Всероссийского Церковного Собора и Святейшего Патриарха должны быть безусловно обязательны для всех епархий Украины,

в) о принятом Всеукраинским Собором Положении о Временном Высшем Управлении Православной Всеукраинской Церкви,

г) об избранном Собором составе членов Высшего Церковного Совета Всеукраинской Церкви и

д) об образовании особой Комиссии для выяснения обстоятельств убиения Киевского митрополита Владимира, и объявляет, что Соборный Совет постановил: предложить Собору донесения епископа Балтского Пимена передать в Отдел о высшем церковном управлении.

6. ПОСТАНОВЛЕНО: постановления Соборного Совета утвердить.

7. Товарищ председателя митрополит Новгородский Арсений предлагает продолжить обсуждение доклада Отдела о монастырях и монашестве и оглашает статьи 25 и 26 Общего Положения для монастырей и монашествующих.

8. В происшедшем обмене мнений принимают участие члены Собора: епископ Старицкий Серафим, архимандрит Александр, епископ Чистопольский Анатолий, С. А. Котляревский, иеромонах Дионисий, протопресвитер Н. А. Любимов, протоиерей Ф. Д. Филоненко, архимандрит Кронид, архимандрит Алексий, П. И. Астров, епископ Уральский Тихон.

9. В 12 часов 50 минут объявляется перерыв.

10. Заседание возобновляется в 1 час 20 минут под председательством митрополита Новгородского Арсения.

11. Секретарь оглашает:

а) постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода в соединенном присутствии с Высшим Церковным Советом от 19 июля (1 августа) 1918 года за номером 232 о передаче в Соборный Совет, для соображений подлежащего Отдела, составленных учрежденной Высшим Церковным Управлением особой Комиссией под председательством митрополита Владимирского Сергия проектов Общих Положений о расторжении и признании недействительными браков, освященных Церковью, и правил делопроизводства о расторжении брачного союза, освященного Церковью, а также объяснительной к последнему проекту записки;

б) постановление Соборного Совета: предложить Собору передать означенные проекты в Отдел о церковном суде.

12. ПОСТАНОВЛЕНО: постановление Соборного Совета утвердить.

13. Секретарь оглашает заявление 33 членов Собора (Е. М. Витошинский и др.) об образовании особого Отдела для разработки вопроса о соединении Христианских Церквей и постановление Соборного Совета: настоящее заявление доложить Собору с заключением, что Соборный Совет признает образование особого Отдела для предварительной разработки вопроса о соединении с Православною Церковью всех христианских исповеданий.

14. ПОСТАНОВЛЕНО: согласно заключению Соборного Совета образовать Отдел для предварительной разработки вопроса о единении с Православною Церковью всех христианских исповеданий.

15. Секретарь оглашает поступившие донесения о гонениях на Православную Церковь:

а) от Костромской Духовной Консистории. «Заведывающим четвертым участком милиции Костромского уезда было предъявлено Костромской Духовной Консистории отношение Исполнительного комитета Костромского городского Совета рабочих депутатов от 11 мая (28 апреля) 1918 года за номером 4092 начальнику милиции, которому поручается изъять из Консистории две металлических печати и одну мастичную и передать их заведывающему делопроизводством Отдела гражданской регистрации актов состояния Н. Д. Орлеанскому. Консистория, заслушав это предъявленное ей вышеуказанным представителем милиции отношение, постановила обратиться в Исполнительный комитет Костромского губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов с представлением об отмене означенного распоряжения и об оставлении Консистории печатей, которыми она пользуется, так как сама она установить для себя новый образец печати не может без утверждения такового высшей церковной властью. Между тем, иметь постоянно свою печать Консистории необходимо, потому что ей постоянно приходится выдавать как частным лицам, так и учреждениям разнообразные документы для большей достоверности с приложением печати, отступление от чего может повлечь за собою недоразумения и нежелательные явления. Таковое определение свое, с изволения Преосвященного викария Костромского, Консистория привела в исполнение и на это представление получила ответ Президиума Костромского губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 29 июня за номером 2973, коим сообщается, что постановление Костромского городского Совета рабочих депутатов о передаче двух металлических и одной мастичной печатей Консистории заведывающему делопроизводством Отдела гражданской регистрации актов состояния при Городском Совете, как основанное на декрете Совета народных комиссаров, считается законным и отмене не подлежит. Потому предлагается Консистории немедленно выдать печати. Но Консистория, по определению от 8 июля (25 июня) за номером 487, постановила о предъявленном ей означенном требовании о выдаче своих печатей представить в существующую при Всероссийском Церковном Соборе Комиссию по делам о гонениях на Церковь Православную, о чем и сообщить Совету рабочих депутатов. Во исполнение такового постановления своего, утвержденного Преосвященным викарием Костромским, Консистория об изложенном и имеет честь представить соборной Комиссии на усмотрение и зависящее распоряжение. Член Консистории протоиерей Василий Владимиров» (д. 141, л. 96-96 об.);

б) от епископа Костромского Евгения: «Настоятельница находящегося в центре города Костромы Богоявленского Анастасьина монастыря со старшими сестрами рапортом от 3 (16) сего июля за номером 220 донесла следующее: 29 минувшего июня старого стиля, а по новому 12 сего июля, около 10 часов вечера, к воротам Богоявленского монастыря по Богоявленской улице подошел и стал звонить к привратнице назвавший себя посланным из Чрезвычайного революционного штаба и заявивший, что ему нужно переговорить относительно взятых по мобилизации четырех монастырских лошадей, из коих монастырь просил вернуть обратно двух больных и старых, как непригодных для военных целей. Привратница по обычаю доложила в дежурную к матушке игумении, которая и дала распоряжение письмоводительнице выйти к посланному из штаба. Письмоводительница, услышавши от этого посланного, что ему нужно переговорить, заявила, что в такое позднее время ни к нему выйти, ни его пустить внутрь монастыря нельзя. Тогда посланный заявил: «Возьмите у меня пакет». Чтобы взять пакет, письмоводительница приподняла запирающий железный гвоздь, а посланный этим воспользовался и нажал на дверь. Несмотря на все усилия сестер, которых собралось пять человек, запереть дверь не удалось. К тому же стали напирать на дверь еще несколько красноармейцев. Одновременно с этим по лестнице, принесенной, очевидно, из пожарного депо, несколько красноармейцев перелезли через стену в монастырь. Сестры, услышавши в стенах монастыря шум, вышли из келий и, видя вооруженную толпу солдат, перепугались и ударили в набат. Раздраженные криками монахинь и звоном красноармейцы бросились избивать монахинь прикладами, причем 12 человек получили сильные ушибы, а одну ранили в шею четырьмя штыковыми ударами. Письмоводительница же была отброшена сильным толчком у калитки, а стоявшая рядом с ней послушница была сбита с ног. Слыша, что набатный звон не прекращается, некоторые красноармейцы стали стрелять по звонившим, но, к счастью, никого из сестер не ранили. (Позднее 12 выпущенных пуль были подобраны сестрами в колокольне.) На вопрос сестер, зачем пришли в монастырь в ночное время, красноармейцы заявили, что подозревают монастырь в сокрытии снарядов и пулеметов, как это было в Ярославском Спасском монастыре, и потому администрация революционного штаба решила произвести обыск в Богоявленском монастыре, тем более, что были замечены, говорили они, наблюдающие монахини и на колокольне монастырской и в окнах часовни Смоленской, и все это ставило монастырь под подозрение. Все корпуса, ризница и другие помещения монастыря были осмотрены солдатами. Во время этого происшествия монастырь был окружен сильным патрулем.

О вышеизложенном считаю долгом сообщить соборной Комиссии на усмотрение ее и распоряжение, присовокупляя, что вышеописанное происшествие имело место в то время, когда город Кострома находился уже на осадном положении, будучи объявлен на таком 9 сего июля по новому стилю, когда, согласно объявлению о сем, всякое движение по улицам города должно прекращаться с 7 часов вечера до 4 часов утра по обыкновенному времени, или с 9 часов вечера до 6 часов утра по переведенным часам вперед на два часа. Евгений, епископ Костромской и Галичский» (д. 141, лл. 97-98).

Постановление Соборного Совета: донесения огласить на Соборе и списки с них передать в делегацию, ведущую переговоры с народными комиссарами.

16. Член Собора Рункевич дает разъяснения о деятельности существующей при Высшем Церковном Управлении делегации для сношений с народными комиссарами.

Честь имею доложить, что и при Высшем Церковном Управлении учреждена делегация для сношения с народными комиссарами, близкая по своим задачам с соборной Комиссией о гонениях, Делегация также собирает все поступающие в Высшее Церковное Управление донесения о гонениях и насилиях над Церковью и церковными учреждениями и представляет о них Совету народных комиссаров. Совет комиссаров, по первому представлению делегации, дал ответ. По некоторым предъявленным ему пунктам он сделал разъяснения на места, что этого не должно быть и что происшедшее есть результат не вполне ясного понимания на местах декрета; по другим Совет послал запросы на места с требованием объяснений или расследований; по третьим же ответил, что ничего незакономерного в происшедшем нет. О незакономерных действиях в отношении церковных учреждений со стороны местных властей делегация представила Совету народных комиссаров два списка, по второму ответа еще не получили. Все остальные сообщения также внесены в заготовленные уже списки в предположении, что все они будут рассмотрены в особой Комиссии. Исходя из того соображения, что источником незакономерных действий местных властей, помимо несомненных в отдельных случаях мотивов преступных, является неясность самого декрета, допускающего широкую возможность неправильного его толкования, делегация обратилась в Совет народных комиссаров с особым заявлением о необходимости пересмотра декрета, Совет обещал образовать для этого Комиссию, сообщил, что Комиссия и образована уже, но делегации доселе, однако, не пришлось принять участие в Комиссии. Таким образом, практическое значение деятельности делегации пока, за исключением отдельных случаев, в общем совпадает с характеристикой Высокопреосвященного Председательствующего, что все эти списки имеют преимущественно историческое только значение. Во всяком случае все поступающие в Высшее Церковное Управление сообщения регистрируются делегацией и списки наготове (д. 141, лл. 99-100 об.).

17. ПОСТАНОВЛЕНО: донесения Костромской Духовной Консистории и епископа Костромского передать в делегацию, ведущую переговоры с народными комиссарами.

18. Председательствующий объявляет, что по статье 25 Положения для монастырей и монашествующих желает выступить граф Д. А. Олсуфьев.

19. Докладчик епископ Волоколамский Феодор дает заключительное слово.

Параграф 25 совершенно удовлетворительно решает вопрос и с принципиальной и с практической стороны. Дело в следующем. Существует два типа монастырей: общежительные и штатные. Представители тех и других съехались и должны решить, какая форма монастырской жизни удобнее. Решили, что общежитие. Наиболее же высокая форма монашеской жизни, не монастырской, а именно монашеской, конечно, отшельничество и затвор. Но что же дальше следует с принципиальной стороны? Если решать вопрос, как решает его протопресвитер Любимов, то придем к одностороннему выводу. Например, на Соборе был бы поставлен вопрос о брачной и безбрачной форме жизни и было бы признано, что брачная — более высокая форма христианской жизни. По мысли о. Любимова, следовало бы всех поженить. Но мы, монахи, стали бы первые просить оставить нас в прежнем положении. Если же вопрос был бы решен, что безбрачие выше, то такая неприятность должна была бы постигнуть самого отца Любимова. Нельзя и на идеал тащить насильно. Общежитие наиболее высокая форма жизни. Но исторически так сложилось, что существуют монастыри и штатные. Нельзя же всех насильно тащить к идеалу и ставить жизнь на другие рельсы. Та и другая форма имеют и психологическое, и педагогическое значение. Принципиально параграф 25 решает вопрос правильно, и редакция его вполне приемлема.

Если рассуждать по схеме Преосвященного Серафима Старицкого, то нужно упразднить общежитие и всех загонять в анахоретство. Мы же рассуждаем о преимуществах той или иной формы не в отношении к монахам, а к самим монастырям. И если поставите вопрос о монастырях как форме жизни, то решение вопроса в статье 25 психологически совершенно правильное. Говорят, что штатные монастыри богаты, но у меня в монастыре монах получает в месяц 12 рублей, иеромонах 48 рублей. В общежитии же не только выдают деньги на руки, но и выдают натурой. Я высказываюсь за параграф 25.

Перехожу к параграфу 26. Женские обители переходят в общежительный строй тогда, когда есть земельные угодья. Это правильно, а то что же насельницы этих монастырей будут обрабатывать — улицу что ли? Прошу Освященный Собор принять статьи 25 и 26 в редакции Отдела (д, 141, лл. 109-111).

20. Председательствующий оглашает поступившие поправки к статье 25 и ставит на голосование поправку иеромонаха Дионисия.

21. ПОСТАНОВЛЕНО: поправку отклонить.

22. Председательствующий объявляет, что поправка епископа Чистопольского Анатолия об изложении первой половины статьи 25 «общежитие, согласно иноческим обетам, признается более высокой и более удобной по сравнению с своеобычными или штатными монастырями для спасения нормой» будет передана в Редакционный Отдел.

23. Член Собора князь И. С. Васильчиков выступает к порядку голосования.

24. Председательствующий ставит на голосование поправку протопресвитера Н. А. Любимова.

25. ПОСТАНОВЛЕНО (большинством 61 против 43): поправку отклонить.

26. Председательствующий ставит на голосование поправку епископа Старицкого Серафима об исключении из статьи 25 слов «наиболее высокой» и «но с согласия настоятелей и братии монастырей».

27. ПОСТАНОВЛЕНО: принять поправку епископа Старицкого Серафима.

28. Председательствующий ставит на голосование статью 25.

29. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 25 в следующем изложении: «Общежитие, согласно иноческим обетам, признается наиболее удобной для спасения формой иноческой жизни, а потому общежительные монастыри и впредь должны оставаться общежительными, а необщежительные монастыри желательно обращать в общежительные там, где это возможно по местным условиям».

30. Председательствующий ставит на голосование поправку С. А. Котляревского об исключении статьи 26.

31. ПОСТАНОВЛЕНО: отклонить поправку.

32. Председательствующий ставит на голосование поправку протоиерея Ф. Д. Филоненко.

33. ПОСТАНОВЛЕНО: поправку отклонить.

34. Председательствующий ставит на голосование статью 26.

35. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 26 в изложении Отдела: «В тех женских монастырях, где положено, по недостатку средств, чтобы насельницы содержались личным трудом, т. е. приобретали обувь и одежду на свои средства, надлежит настоятельницам озабочиваться, дабы постепенно их обители переходили в общежительный строй, в особенности обладающие земельными угодьями».

36. Председательствующий оглашает статью 27.

37. В происшедшем обмене мнений принимают участие члены Собора: епископ Старицкий Серафим, В. В. Богданович, священник А. А. Попов, граф Д. А. Олсуфьев, священник Н. И. Сироткин, Л. К. Артамонов, В. А. Правдин,

38. Выступает Н. Д. Кузнецов.

Предупреждаю, что я отнюдь не отрицаю значения богослужения, но тем не менее статья 27 не может быть принята в редакции Отдела. Она дает указания несоответствующие действительности. Я присоединяюсь к епископу Старицкому Серафиму и со своей стороны обращаю внимание Собора, что богослужение, как выражено в статье, не было изначальной задачей иночества. Я уже указывал раньше, что святой Пахомий, например, считал вредным для монахов степени священства, и в его монастырях не было священников из монахов, и что, по свидетельству св. Иоанна Кассиана, в иных монастырях не было даже особого храма и монахи в субботу и воскресенье ходили в ближайшие сельские церкви. Между тем, монашеская жизнь стояла тогда очень высоко. Поэтому сказать, что уставное богослужение было изначальной задачей иночества, значит сказать историческую неправду, чего Собор не должен делать. Главная особенность и задача монашеской жизни вовсе не выражается в совершении уставного богослужения в храмах. Поэтому нельзя согласиться с Отделом, что именно богослужение является главной задачей и средством восстановления монастырей. Богослужение в монастыре может совершаться по уставу, а жизнь быть не монашеской. Там могут петь и читать все, что положено по уставу, а большинство монахов, как показывает опыт жизни, все-таки по духу и настроению может быть даже ниже многих мирских людей. Таким образом, начальные и конечные слова статьи 28-я предлагаю исключить и лучше принять поправку епископа Серафима.

В статье 27 и отчасти в статье 28 Отдел, по-видимому, незаметно для самого себя исходил из понятия монастыря как учреждения, которое имеет первой задачей служение разным общественно-церковным целям, из того положения, что монастыри нужны не только для монашествующих. В таком случае, конечно, нужно говорить, что главную задачу большинства современных монастырей, из общин монахов превратившихся в особые церковные учреждения, составляет возможно лучшее или, по выражению Отдела, уставное совершение богослужения, но это, повторяю, вовсе не было изначальной целью иночества, жившего отдельно или соединявшегося в общины (д. 141, лл. 123-124).

38. Докладчик епископ Волоколамский Феодор дает заключительное слово.

Ораторы рассуждают в отвлечении. Мы здесь говорим о богослужении, как обиходе монастырской жизни, не в монастырях Пахомия или Антония, а в современных монастырях. В обиходе монастырской жизни хорошее богослужение должно быть главной задачей. Возражать против этого нельзя. Цель монашества — молитва, богообщение путем молитвенного подвига. Так говорится и в чине пострижения. Богослужение и молитва нераздельны. В прежнее время были монастыри неусыпающих. Это идеальное ангельское состояние. Что может быть лучше и выше этого? Если бы не нужно было ни есть, ни пить, ни спать, все обители обратились бы в обители неусыпающих. Правда, ныне больше обителей «непросыпающихся».

Если речь идет о словах, о редакционных поправках, то их можно принять. Но по существу никаких изменений быть не должно. Даже и поправка Преосвященного Серафима ничего не улучшит. Если богослужение будет совершаться уставное, то пусть требуют уставного богослужения от всех обителей. Это и привлечет молящихся.

Это нужно требовать и от приходских богослужений. Амвросий Оптинский на вопрос священника разоренной церкви, что ему делать, сказал: «Звони и молись, молись и звони». Сами монахи, может быть, молятся и рассеянно, но, стоя в храме, они тем самым назидают мирян, так как от обители все ждут молитвы. Если молятся, то все хорошо. Богослужение нужно выдвигать на первый план. Говорят, что в прежнее время и храмов не было. Но то было другое время. Теперь есть прекрасные храмы, и богослужение нужно выдвигать в первую задачу монашеской жизни. Оно должно быть благообразным и внутренне и наружно. Оно обеспечит материально и будет способствовать нравственному возвышению. Пробыть за богослужением 12 часов не то, что 1,5 часа. Получится совсем другое настроение. Физическая усталость предохранит от грехов. Отдел руководствовался тем соображением, что богослужение по Типикону должно быть поставлено в первую задачу монашеской жизни, как приводящее к нравственному усовершенствованию. Я прошу принять эту статью без изменений, которые ничего нового не вносят, хотя, может быть, и дают авторам утешение, что они вставили свое слово (д. 141, лл, 125-126).

39. Председательствующий оглашает поступившие к статье 27 поправки и ставит на голосование поправку епископа Старицкого Серафима об изложении статьи 27 в виде следующих двух статей: «Важнейший предмет внимания монастырского начальства и усердия братии есть церковное богослужение. Неопустительное благоговейное участвование в совершении оного, или присутствование при оном должно быть поддерживаемо и примером и побуждением начальства»; «Богослужение в монастырских храмах должно совершаться по Типикону с точным соблюдением всего уставного чина, без всяких пропусков и без замены чтением того, что положено петь, и сопровождаться словом назидания».

40. ПОСТАНОВЛЕНО: принять поправку епископа Старицкого Серафима.

41. Председательствующий ставит на голосование поправку священника А. А. Попова.

42. ПОСТАНОВЛЕНО: отклонить поправку.

43. Председательствующий объявляет, что поправки В. В. Богдановича об изложении начала статьи 27 в таком виде: «Одним из главных и изначальных средств духовного преуспеяния иночества всегда было строго уставное богослужение, которое…- и об изменении конца этой статьи, начиная со слов «Богослужение является» в следующем виде: «Богослужение является одним из главных средств восстановления значения и влияния монастырей на духовную жизнь русского православного народа», а также поправка епископа Чистопольского Анатолия об изменении начала статьи 27 в таком виде: «Изначальным средством преуспеяния иночества были молитва и продолжительное, или строго уставное богослужение» и поправка священника Н. М. Сироткина о замене в статье 27 слов «словом назидания» словами «живой устной проповедью» и о добавлении статьи словами «на обязанности монастырей лежит устроение крестных торжественных ходов, молебных пений с чтением акафистов пред местными святынями, внебогослужебных собеседований и других мероприятий духовного просвещения» будут переданы в Редакционный Отдел.

44. Председательствующий ставит на голосование статью 27.

45. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 27 в изложении епископа Старицкого Серафима: «Важнейший предмет внимания монастырского начальства и усердия братии есть церковное богослужение. Неопустительное и благоговейное участвование в совершении оного или присутствование при оном должно быть поддерживаемо и примером и побуждением начальства. Богослужение в монастырских храмах должно совершаться по Типикону с точным соблюдением всего уставного чина, без всяких пропусков и без замены чтением того, что положено петь, и сопровождаться словом назидания».

46. Председательствующий оглашает и ставит на голосование статью 28 с пропуском слова «хотя».

47. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 28 в следующем изложении: «В обителях, где при совершении богослужебных чинов соблюдаются особые, освященные веками обычаи, производящие умиление на молящихся, но не предусмотренные Типиконом и не противоречащие духу православия, эти обычаи должны быть неизменно сохраняемы».

48. Председательствующий оглашает:

а) заявление 51 члена Собора (Н. Д, Кузнецов и др.) о дополнении Устава Собора положением, что члены Соборного Совета, не посещающие его заседаний более месяца, считаются выбывшими из состава Соборного Совета;

б) постановление Соборного Совета: предложить Собору направить заявление в Уставный Отдел, с поручением срочно рассмотреть это заявление и представить по нему доклад Собору.

49. ПОСТАНОВЛЕНО: постановление Соборного Совета утвердить.

50. Заседание закрыто в 3 часа дня.