Сайту требуется оплата, собираем посильную помощь ПОЖЕРТВОВАТЬ
Дышу Православием
<a href="http://thisismyurl.com/downloads/easy-random-posts/" title="Easy Random Posts">ИНТЕРЕСНОЕ</a>

Деяния Поместного Собора 1917-1918 гг — Деяние сто сорок четвертое

Деяния Поместного Собора 1917-1918 гг — Протокол сто сорок четвертый


К оглавлению

К разделу


Протокол сто сорок четвертый

2 (15) августа 1918 года

1. Заседание открыто в соборной палате в 11 часов утра под председательством митрополита Новгородского Арсения в присутствии 177 членов Собора, в том числе 29 епископов.

2. Докладчик Редакционного Отдела профессор В. А. Керенский оглашает принятое Отделом изложение постановления Собора о возможности восстановления в священном сане лиц, лишенных сана по суду.

«Постановлением Священного Собора Православной Российской Церкви передано в Редакционный Отдел 19 июля (1 августа) 1918 года, согласно статье 133 Устава Поместного Собора, для установления окончательного изложения соборное предначертание о возможности восстановления в священном сане лиц, лишенных сана по суду. Рассмотрев это предначертание в заседании 28 июля (10 августа), Редакционный Отдел принял редакционные изменения во всех трех статьях предначертания, кроме того, статью 2 разделил на две отдельных статьи и постановил предложить Священному Собору принять означенное предначертание в следующем изложении.

1. Лица, лишенные священного сана приговорами духовных органов, правильными по существу и форме, не могут быть восстановлены в сане.

2. Приговоры суда о лишении священного сана, признанные Высшим Церковным Судом неправильными по существу или по форме, подлежат пересмотру и могут быть отменены за признанием их недействительными.

3. Лишенным священного сана до времени открытия Священного Собора предоставляется возбуждать ходатайства о пересмотре состоявшихся о них приговоров духовного суда в срок, назначаемый для сего особым соборным определением.

4. Впредь до установления Священным Собором нового устройства церковного суда дела о признании недействительными приговоров о лишении сана, утвержденных Святейшим Правительствующим Синодом, подлежат рассмотрению Священного Синода, коим и решаются окончательно» (д. 147, лл. 29-30).

3. ПОСТАНОВЛЕНО: принять постановление в изложении Редакционного Отдела.

4. Председательствующий объявляет, что принятое постановление будет передано в Совещание епископов и предлагает приступить к обсуждению доклада Отдела о богослужении, проповедничестве и храме — «Общие положения о порядке прославления святых Русской Православной Церкви к местному почитанию».

5. Докладчики Отдела иеромонах Афанасий и профессор Б. А. Тураев дают предварительные объяснения.

Иеромонах Афанасий. Выступая в качестве докладчика, усердно прошу Священный Собор отнестись ко мне с возможным снисхождением, ибо я выступаю как случайный заместитель докладчика.

Доклад о порядке прославления святых Русской Православной Церкви к местному почитанию явился результатом работ Отдела о богослужении, проповедничестве и храме во исполнение предложения Святейшего Патриарха Тихона. Но еще до этого предложения, когда возникали дела о прославлении новых угодников Божиих, то пред Отделом о богослужении стал вопрос о необходимости выработать общие положения, коими следовало бы руководиться на будущее время при канонизации святых. Когда Отделом был внесен на рассмотрение Священного Собора доклад о причтении к лику святых святителя Софрония, третьего епископа Иркутского, то Его Святейшеством было предложено Отделу войти в обсуждение вопроса о том, не следует ли восстановить прежний, досинодальный порядок прославления угодников Божиих, когда иные из святых признавались общецерковными и всероссийскими, а другие местными, и вместе с тем определить общие положения канонизации святых и порядок ведения этого рода дел. По получении в феврале 1918 года означенного предложения Святейшего Патриарха, Отдел, заслушав два специальных доклада по вопросу о канонизации святых и по всестороннем обсуждении настоящего предмета, выработал предложенные ныне Собору в печатном докладе общие положения о порядке прославления святых Русской Православной Церкви к местному почитанию.

Не буду утомлять внимания Собора подробным изложением истории вопроса. Остановлюсь только на том, что в Древней Русской Церкви прославление угодников Божиих совершалось преимущественно к местному, а не к общецерковному почитанию. В известном исследовании профессора Голубинского о канонизации святых насчитывается за первые три века христианства на Руси только три святых, канонизованных к общему празднованию, в последующие два века канонизованы к общему празднованию двое святых, и двое вошли в святцы без особой канонизации.

Так продолжалось до Макарьевских Соборов 1547-1549 гг., до которых в Русской Церкви к общецерковному празднованию причислено не более 15 угодников и до 45 к местному празднованию. На Макарьевских Соборах к лику святых общецерковночтимых было причислено 39 угодников Божиих. После Макарьевских Соборов до Синодального периода опять замечается, что больше святых прославляется к местному почитанию. Так, из общего числа (более 200) прославленных в это время угодников Божиих лишь часть канонизованы к общему празднованию всею Русскою Церковью. За Синодальный период наблюдается наклон к прославлению святых для общецерковного чествования. Следствием этого, с одной стороны, было то, что за весь Синодальный период вообще было очень мало случаев канонизации святых. В XVIII веке прославлен один святитель Димитрий Ростовский, в XIX веке — 5 святых. Лишь за последнее время участились случаи прославления новых угодников Божиих.

С другой стороны, в Синодальный период дело прославления новых святых часто задерживалось. Так, святитель Феодосий Черниговский был причтен к лику святых лишь спустя почти 200 лет после кончины, хотя он вскоре после кончины стал почитаться верующими как святой и от гроба его совершались чудотворения. Дело о прославлении святителя Софрония Иркутского продолжалось 8 лет, и едва ли оно скоро бы получило желательное разрешение, если бы не был созван настоящий Священный Собор. Далее, хотя некоторые святые прославлялись в Синодальный период для местного празднования, однако это делалось как-то негласно, указы Св. Синода оставались неизвестными широкой публике. Так, например, кажется в 1905 году синодальным указом сообщено о местном праздновании благоверному князю Олегу Брянскому, но об этом мало кто знает. В недавнее время восстановлено почитание святителя Ростовского Феодора, но сделано это также негласно, отчего получается такое явление: в Ростове св. Феодора чествуют как святого, совершают молебны, а в Москве, в основанном им Симоновом монастыре по нем поют панихиды.

Для того, чтобы избежать подобных ненормальных явлений на будущее время и во исполнение предложения Святейшего Патриарха, Отдел о богослужении, проповедничестве и храме выработал настоящие общие положения, имеющие своей целью внести известный порядок в дело канонизации святых, сообразуясь с преданиями русской церковной истории. В частности, вырабатывая эти положения, Отдел желал, с одной стороны, чтобы уже давно почитаемые на местах угодники Божии за их праведную жизнь и явленные чудеса не оставались без церковного прославления, а с другой, чтобы и те угодники Божии, которые уже причтены к лику святых для местного почитания, были известны и всей Православной Русской Церкви. Выработанные положения Отдел предлагает на уважение Священного Собора

Б. А. Тураев. Канонизация — один из важнейших актов жизни Церкви, и явление новых святых указывает на то, что Церковь действительно жива, что в ней действует благодать, что она способна воспитывать граждан Небесного Иерусалима. Поэтому Российская Церковь всегда относилась со вниманием к прославлению святых и Московские Соборы 1547-1549 годов были, по выражению исследователя, явлением не имеющим себе подобного не только в Восточной, но и Западной Церкви.

Собор, членами которого мы имеем счастье быть, продолжает их дело, канонизовав несколько святых, дав почин огромной работе по собиранию агиологического материала для составления полного месяцеслова всех русских и местночтимых святых и служб в честь их, подобно тому, как это делали и упомянутые Соборы, в связи с которыми стоят и Великие Четьи Минеи. Наконец, Собору предлагается доклад о порядке прославления святых к местному почитанию. Здесь впервые на христианском Востоке предлагаются нормы канонизации, до сих пор существующие только в латинской Церкви. В Церкви Константинопольской, не говоря уже о других Церквах Востока, все еще действуют порядки, переносящие нас в условия первых веков, по крайней мере это можно видеть, например, из сведений,
сообщаемых Преосвященным Порфирием Успенским в описании путешествия на Афон о новых греческих мучениках начала XIX века.

Новым в предложенных пунктах доклада, по сравнению с принятой практикой Российской Церкви, является параграф 2, передающий дело канонизации местных святых Собору митрополичьего округа, и особенно параграф 17, предписывающий для усиления церковного общения сообщать об общецерковной канонизации Вселенскому престолу и предстоятелям автокефальных Церквей. Неосведомленность последних была до сих пор причиной того, что наши святые были совершенно неизвестны и не признавались в других Православных Церквах. В общем, проект Отдела является развитием той практики, какая до сих пор действовала, но в мудром направлении большей строгости и осторожности (д. 147, лл. 31-32 об).

6. В происшедшем обмене мнений по общим основаниям доклада принимают участие члены Собора: Л. К. Артамонов, профессор В. А. Керенский, А. В. Васильев, епископ Отхенский Симон.

7. Иеромонах Афанасий дает разъяснения.

8. Председательствующий ставит на голосование вопрос о переходе к постатейному чтению доклада.

9. ПОСТАНОВЛЕНО: перейти к постатейному чтению доклада.

10. Председательствующий оглашает и ставит на голосование статью 1 в изложении Отдела: «В Русской Православной Церкви угодники Божии могут быть прославляемы к местному празднованию».

11. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 1 в изложении Отдела.

12. Председательствующий оглашает статью 2.

13. В происшедшем обмене мнений принимают участие члены Собора: архимандрит Гурий, митрополит Тифлисский Кирилл, Ф. Г. Гаврилов.

14. Иеромонах Афанасий дает разъяснения.

15. Председательствующий ставит на голосование поправку митрополита Кирилла о замене последних слов статьи 2 словами «утверждается ближайшим очередным Поместным Собором».

16. ПОСТАНОВЛЕНО: принять поправку.

17. Председательствующий оглашает поправку архимандрита Гурия.

18. Иеромонах Афанасий дает разъяснения.

19. Председательствующий оглашает предложение 30 членов Собора (архимандрит Гурий и др.) о пересмотре статьи 2.

20. Выступает член Собора С. И. Шидловский.

21. Архимандрит Гурий дает разъяснения.

22. Председательствующий ставит на голосование вопрос о пересмотре статьи 2.

23. ПОСТАНОВЛЕНО: пересмотреть статью 2.

24. Председательствующий объявляет, что митрополит Кирилл снимает свою поправку к статье 2 и ставит на полосование статью 2 в изложении Отдела: «Право прославления святого к местному почитанию принадлежит Собору митрополичьего округа с благословения Святейшего Патриарха и Священного Синода, преподаваемого чрез особую грамоту».

25. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 2 в изложении Отдела.

26. Председательствующий ставит на голосование поправку архимандрита Гурия о дополнении статьи 2 примечанием: «Впредь до надлежащей организации митрополичьих округов и Окружных Соборов это право принадлежит Святейшему Патриарху со Священным Синодом».

27. ПОСТАНОВЛЕНО: принять примечание.

28. Председательствующий оглашает и ставит на голосование статьи 3-7 в изложении Отдела с редакционной поправкой в статье 5.

Статья 3: «Почин возбуждения ходатайства о прославлении угодника Божия к местному почитанию принадлежит местному православному населению, с благословения епархиального Преосвященного».

Статья 4: «Для причтения угодника Божия к лику местночтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворения по смерти его и народным почитанием».

Статья 5: «Для церковного прославления святого чудеса его, записанные чтущими его память и священнослужителями, проверяются особой Комиссией, назначенной епархиальным архиереем, с благословения митрополита».

Статья 6: «При поверке или обыске чудес заявители о них и свидетели дают показания под присягой о действительности записанных чудесных знамений».

Статья 7: «Свидетельствование и открытие мощей для причтения угодника Божия к лику местночтимых святых необязательно. В случае необходимости свидетельствование мощей угодника Божия совершается с благословения Святейшего Патриарха и в присутствии его представителя».

29. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статьи 3,4,5,6,7 в изложении Отдела.

30. Председательствующий оглашает статью 8.

31. Выступает архимандрит Гурий.

32. Председательствующий объявляет, что поправка архимандрита Гурия о замене последних слов статьи 8 словами «из жития святого составляется пролог или синаксарь для богослужебного употребления» будет передана в Редакционный Отдел и ставит на голосование статью 8 в изложении Отдела: «С благословения епархиального архиерея составляется или просматривается ранее составленное житие святого и определяется соответствие жития свидетельствам и записям современников святого и летописным записям и сказаниям. Затем житие святого сокращается в виде пролога и синаксаря для богослужебного употребления».

33. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 8 в изложении Отдела.

34. Председательствующий оглашает и ставит на голосование статьи 9, 10, 11 в изложении Отдела.

Статья 9: «С благословения епархиального архиерея составляется церковная служба святому (тропарь, кондак, стихиры и каноны), а до составления таковой служба правится по общей Минее. Вновь составленные богослужебные песнопения и молитвы печатаются с благословения Святейшего Патриарха и Священного Синода».

Статья 10: «С благословения Окружного Собора устанавливается время празднования святому».

Статья 11: «Имя святого вносится в общецерковный месяцеслов с указанием местного празднования ему».

35. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статьи 9,10, 11 в изложении Отдела.

36. Председательствующий оглашает статью 12.

37. Выступает член Собора архимандрит Гурий.

38. Председательствующий ставит на голосование статью 12 с поправкой архимандрита Гурия в следующем изложении: «По получении благословения на прославление угодника Божия о предстоящем торжестве возвещается ко всеобщему сведению чрез напечатание в «Церковных ведомостях» патриаршей грамоты, краткого жития прославляемого святого, тропаря и кондака ему, каковые к данному времени обязательно должны быть составлены».

39. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 12 в оглашенном изложении.

40. Председательствующий оглашает и ставит на голосование статью 13 в изложении Отдела: «Чин прославления святого вырабатывается местной епархиальной властью и утверждается Святейшим Патриархом и Священным Синодом».

41. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 13 в изложении Отдела.

42. Председательствующий оглашает статью 14.

43. Докладчики Б. А. Тураев и иеромонах Афанасий дают разъяснения.

44. Председательствующий ставит на голосование предложение профессора В. Н. Бенешевича об исключении статьи 14.

45. ПОСТАНОВЛЕНО: статью 14 исключить.

46. Председательствующий оглашает статью 15.

47. Председательствующий ставит на голосование предложение профессора И. М. Громогласова об исключении последних слов статьи 15, начиная со слов «если таковой».

48. ПОСТАНОВЛЕНО: принять предложение.

49. Председательствующий ставит на голосование поправку А. В. Васильева о добавлении статьи 15 словами «но и до такого прославления службы им, как святым, могут быть совершаемы, по желанию чтущих их лиц, повсеместно».

50. ПОСТАНОВЛЕНО: принять поправку.

51. Председательствующий ставит на голосование статью 15 с принятыми поправками в следующем изложении: «Причтение местночтимого святого к лику общецерковных святых принадлежит Священному Собору Российской Церкви. Но и до такого прославления службы им, как святым, могут быть совершаемы, по желанию чтущих их лиц, повсеместно».

52. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 15 в оглашенном изложении.

53. Председательствующий оглашает статью 16 и предложение профессора В. Н. Бенешевича об исключении статьи 16.

54. Докладчик Б. А. Тураев дает разъяснения.

55. Председательствующий ставит на голосование предложение об исключении статьи 16.

56. ПОСТАНОВЛЕНО: предложение отклонить.

57. Председательствующий ставит на голосование статьи 16 и 17 в изложении Отдела.

Статья 16: «Имя святого, прославленного к общецерковному празднованию, вносится в общецерковный русский месяцеслов уже без обозначения местного празднования святому».

Статья 17: «О прославлении святых, причисленных к общецерковному прославлению, Святейший Патриарх особым посланием доводит до сведения Вселенского Патриарха и предстоятелей других автокефальных Церквей».

58. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статьи 16 и 17 в изложении Отдела.

59. Председательствующий предлагает благодарить докладчиков иеромонаха Афанасия и Б. А. Тураева.

60. ПОСТАНОВЛЕНО: благодарить докладчиков.

61. В 1 час 10 минут объявляется перерыв.

62. Заседание возобновляется в 1 час 30 минут.

63. Председательствующий предлагает приступить к обсуждению исправленных Отделом о монастырях и монашестве статей 6, 60-89 «Общего Положения для монастырей и монашествующих».

64. Архиепископ Тверской, Серафим дает объяснения по всем исправленным статьям.

Отделу о монастырях и монашестве было поручено пересмотреть статью 6 находящегося на рассмотрении Собора доклада «Об Общем Положении для монастырей и монашествующих» и согласовать статьи 60-89 этого доклада с принятыми поправками епископа Старицкого Серафима к статьям 60 и 61. Отдел исполнил возложенное на него поручение и представляет теперь указанные статьи в исправленном виде.

Наиболее важные изменения и дополнения сделаны Отделом в статьях 6 и 61. В первой из этих статей точно определен возраст, в котором разрешается пострижение в монашество, а статья 61 дополнена вторым примечанием, в котором указан порядок разрешения дел специально монашеского характера. При составлении этого примечания Отдел имел в виду главным образом епархии, в которых имеется много монастырей, до 30. Отдел постановил, что дела специально монашеские должны рассматриваться заведующим монастырским столом при Епархиальном Совете с участием двух выборных представителей от монашествующих епархии. Остальные изменения носят преимущественно редакционный характер. В число статей Отдел нашел нужным включить в прежнем виде статьи о Всероссийском Монашеском Совете при Священном Синоде, предоставив самому Собору принять относительно их то или иное решение (д. 147, лл. 65-66).

65. Председательствующий оглашает статью 6 в первоначальном и исправленном Отделом изложении.

66. В происшедшем обмене мнений принимают участие члены Собора: протоиерей Ф. Д. Филоненко, В. П. Шеин, Л. К. Артамонов, А. В. Васильев, епископ Чистопольский Анатолий, С. М. Раевский.

67. Архимандрит Гурий дает разъяснения.

68. Председательствующий ставит на голосование статью 6 в исправленном изложении Отдела: «Относительно лет постригаемого и продолжительности искуса должно руководиться церковными правилами и практикой Православной Церкви. Постригаемый должен быть благонастроен в иноческой жизни, всячески испытан со стороны настоятеля и находиться в возрасте не менее 25 лет».

69. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 6 в оглашенном изложении.

70. Председательствующий ставит на голосование предложение протоиерея Ф. Д. Филоненко об исключении примечания к статье 6.

71. ПОСТАНОВЛЕНО: предложение отклонить.

72. Председательствующий ставит на голосование примечание к статье 6 в изложении Отдела: «Пострижение в более раннем возрасте допускается лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения епархиального архиерея».

73. ПОСТАНОВЛЕНО: принять примечание в изложении Отдела.

74. Председательствующий оглашает статью 60.

75. В происшедшем обмене мнений принимают участие члены Собора: епископ Старицкий Серафим, А. В. Васильев, Л. К. Артамонов, архимандрит Матфей, митрополит Владимирский Сергий, Р. Е. Сапин, митрополит Новгородский Арсений.

76. Выступает В. П. Шеин. Я просил слова по нарушению Устава Собора. Статья 78 Устава говорит: «Ничто, происходившее в Отделе, не может быть сообщено докладчиком или отдельными членами его на Соборе без поручения или разрешения Отдела». Между тем, Преосвященный Серафим, епископ Старицкий, сообщил сведения о происходившем в Отделе, о том, как шли прения, кто входил и кто уходил с заседания. Такое недопустимо. Я, как член Отдела о монастырях и монашестве, решительно протестую против выражений, что Отдел к данной ему работе отнесся не с достаточным вниманием, что он не исполнил того, что ему было поручено Собором и тем как бы оказал неповиновение соборному решению. Я решительно протестую против такой аттестации работы Отдела, против допущенных Преосвященным выражений — «не прошло справа, хотят протолкнуть слева, не удалось пройти в парадную дверь, теперь пытаются пройти с заднего крыльца».

Переходя к рассмотрению вопроса по существу, я присоединяюсь к тем ораторам, которые находят, что при пересмотре статей Монашеский Отдел не погрешил. Если бы в переданных в Отдел статьях нужно было сделать лишь редакционные поправки, то они были бы переданы не в Монашеский Отдел, а в Редакционный. Если же они были переданы в Монашеский Отдел, то, конечно, для пересмотра их по существу. Так Отдел и поступил и все, что от него требовалось, сделал по совести и по разуму. Отдел принял во внимание постановление Собора, внес в текст принятую поправку об учреждении монашеского стола и дает право приглашать двух монашествующих лиц для рассмотрения дел нарочито монашеских, с совещательным голосом. По изложенным основаниям я лично не усматриваю отступления от преподанных Отделу указаний, а вижу стремление как можно основательнее решить вопрос (д. 147, л. 86).

77. Докладчики архиепископ Тверской Серафим, епископ Волоколамский Феодор и архимандрит Гурий дают разъяснения.

78. Заседание закрыто в 3 часа дня.

Радио «Вера»


© 2015-2018. dishupravoslaviem.ru. Все права защищены.


Статистика просмотров сайта


Яндекс.Метрика