Дышу Православием
<a href="//thisismyurl.com/downloads/easy-random-posts/" title="Easy Random Posts">Популярное</a>

Дети и пост

Дети и постПоколение, к которому принадлежит большинство современных родителей, в детстве не постилось. Поэтому с приближением очередного длительного поста в православных семьях, где подрастают дети, возникает вопрос: с какого возраста ребенку начинать поститься? Уже пора или еще нет? И в чем должен заключаться детский пост?
Cемилетняя девочка Аня подошла к батюшке и спросила: «Как мне поститься?» А он ей ответил: «Слушайся маму, не ссорься с сестрой, выполняй свои обязанности по дому». А еда? «Пост в пище — это важно, но второстепенно, — говорит протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, отец 12 детей. — Если родители концентрируются только на внешних предписаниях поста, то они ошибаются. Цель поста — не диета и не самоистязание, а стремление к покаянию и через это приближение к Богу. Если ребенок постится, но при этом хамит мамочке, дерется с братьями и сестрами, отказывается родителям помогать — значит, ни сам пост, ни все семейное воспитание не достигают своей цели. Ведь дело не в том, чтобы посадить ребенка на строжайшую диету, а в том, чтобы у него было правильное духовное устроение, интерес к церковной жизни, чтобы дети росли самостоятельными людьми, которые отдавали бы себе отчет в том, что они делают, понимали, что делать можно, а чего — нельзя».

И те, кто постился в детстве, и опытные православные родители сходятся во мнении, что если для родителей пост естественен, то и дети принимают его без проблем, если родители испытывают радость от поста и несут его без принуждения, то и ребенок последует их примеру. «С одной стороны, какие-то вещи входят в быт православной семьи просто потому, что “вот так принято”, это норма и по-другому жить странно, — говорит протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы, отец четверых детей, — например, в Великий пост мяса в доме просто нет. Все опасения, что если ребенок в три года не будет жевать котлету, то вырастет больным, — абсолютная мифология. Раньше в христианских семьях постились строго, при этом дети вырастали нормальными, крепкими и здоровыми. Но это относительно уклада. А пост как личное усилие маленького человечка должен начинаться с того момента, когда он способен ради Христа в чем-то себе отказать.

Скажем, в четыре-пять лет уже можно отказаться от конфет и не смотреть телевизор. А потом мера поста увеличивается — с каждым последующим годом что-то добавляется. Сначала это были только конфеты, потом добавятся вкусные молочные продукты, например фруктовые йогурты, и к восьми-десяти годам ребенок может прийти к той мере поста, которая была принята в предыдущие столетия, то есть к воздержанию от мясной и молочной пищи и ограничению в принятии пищи рыбной».

С тем, что отсутствие во время поста мяса в рационе ребенка не принесет вреда его здоровью, согласен врач и священник Игорь Смертин, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово, отец семерых детей: «Мы в своей семье определяем для детей три степени поста: первая — с молоком, но без мяса и яиц, вторая — без молочных продуктов, но с рыбой, третья — в зависимости от строгости каждого конкретного поста наравне со взрослыми. Бояться поста не надо. По своему опыту скажу, что без мяса могут спокойно обойтись даже маленькие дети.

Мнение о том, что ребенок рискует недополучить витамины, вещества, необходимые для роста, — это стереотип безбожного воспитания, не имеющий под собой никаких научных оснований. Как врач, я бы посоветовал родителям давать детям в пост больше меда, клюквы, орехов, если у ребенка нет на них аллергии. Можно, конечно, давать и витамины “Декавит”, “Поливит” — самые простые и дешевые, которые можно найти в любой аптеке. А еще нужно давать как можно больше здоровой пищи и меньше суррогатов. Например, к соевым продуктам я отношусь отрицательно».

Протоиерей Сергий Правдолюбов, представитель старинной священнической династии, в которой не прерывалась христианская жизнь и семейный уклад даже в годы гонений на церковь, вспоминает, что в их семье все дети соблюдали посты с семи лет по уставу преподобного Саввы Освященного, то есть без масла. «Помню, было очень тяжело, но это дало нам очень хорошую школу поста на всю жизнь. Без такого опыта в детстве я вряд ли научился бы поститься по-настоящему».

Но, как говорят многие опытные священники, мера ограничения все же для каждой семьи индивидуальна, она скорее должна определяться духовником, чем соответствовать каким-то внешним нормам. «В нашей семье мы старались избегать крайностей — рассказывает отец Александр Ильяшенко. — Конечно, без мяса может спокойно обойтись человек любого возраста. А вот без молочной пищи маленький ребенок не может, да и не должен обходиться. Тем более что современный ребенок живет в нарушенных экологических условиях, далеко не всегда дышит чистым воздухом, не пьет чистую воду и питается продуктами, в которые добавлены консерванты. А когда дети подрастут, станут покрепче, они смогут и строже поститься. Очень важно, чтобы относительно поста ребенка мать советовалась со священником. Если она против каких-то строгостей, об этом обязательно надо сказать священнику, потому что мать очень хорошо чувствует своего ребенка, видит, тянет ли он ту нагрузку, которая на него возлагается».

«У нас в семье дети не постятся так же, как родители, — рассказывает Татьяна, мама троих детей. — У нас всегда для детей есть дома молоко и творог, часто рыба, но специально непостную еду я для детей не готовлю, поэтому все равно режим питания у них меняется. Непостные лакомства у нас отменяются, но есть лакомства постные и при этом полезные: курага, сушеные яблоки и особенно любимые моими детьми сушеные дыни. Еще у нас есть “постные пирожные”: хлеб подсушивается с одной стороны, на другую сторону выкладываются тонким слоем яблоки кружочками и посыпаются сахаром. И все это ставится опять в гриль. Перед Пасхой и Рождеством у детей бывают порывы — два-три дня попоститься строго, как родители, я, конечно, не против, но никогда на этом не настаиваю».

«Почему-то как пост, так нам каждый день в школе сосиски или колбасу дают!» — сокрушается третьеклассник Ваня. Ребенку-школьнику, если он учится не в православной гимназии, постом приходится трудно — нет возможности выбирать, дали на завтрак сосиски или творожные сырки — ешь. Как тут быть, ходить голодным? И если чадо пришло из школы Великим постом и говорит: «Нам давали сосиски, и я их съел?» — как реагировать?

«Обнять, поцеловать и сказать: “Приятного тебе аппетита”, — советует священник Александр Ильяшенко. — Похвалите ребенка за честность, за то, что он сказал правду. Очень важно, чтобы ребенок рос искренним. Чтобы если он что-то делает не так, то не прятался, не таился, а честно об этом говорил. Есть такая народная мудрость : “ Повинную голову меч не сечет ” . Как я уже говорил, пост — не голод, и голодный ребенок не может полноценно учиться. Пусть он ест школьную еду.

Церковь же ослабляет пост, например, для тех, кто в пути. Но если ребенок волевой человек и хочет поститься, он может отдать котлету соседу, а съесть картошку или макароны. Но не нужно ребенка загонять в угол, он не должен чувствовать себя преступником. Пусть он ограничит себя в чем-то другом – например, не съест дома лишнюю конфетку. Не должно быть формализма в духовной жизни. Важен смысл, а не форма. Также и с постом — нужно творчески, молитвенно искать пути духовной жизни для ребенка, а не просто выполнять какие-то формальности. Нужно молиться, чтобы Господь умудрил найти правильное решение относительно меры поста для ребенка и для других сторон его духовной жизни».

«Если мы что-то отменяем в пост, те же мультики или развлечения, то, мне кажется, хорошо бы и привносить что-то особенное, постное, — рассказывает многодетная мама Татьяна. — Например, у нас в семье есть традиция Великим и Рождественским постами каждый вечер читать при свечах большое Евангелие с фотографиями Святой земли. Еще я стараюсь в эти посты делать детям календарики, чтобы они следили, как мы приближаемся к Рождеству или Пасхе».

О. Александр Ильяшенко: «Есть старые послевоенные мультфильмы — “Аленький цветочек”, “Снежная королева”, “Заколдованный мальчик”, “Дудочка и кувшинчик”, “Два жадных медвежонка” — или, например, замечательная “Сказка о солдате”, где главный герой творит добрые дела и побеждает нечистую силу — солдат прямо в экран осеняет себя крестным знамением, это в 1951 году! — эти добрые и по сути православные сказки несут глубокий, позитивный и назидательный заряд. Их вполне можно показывать детям и постом. Хотя, конечно, показ мультфильмов всегда должен быть под контролем, этого не следует делать слишком часто. Что же касается празднования дней рождения и именин детей, если они выпадают на пост, то тут можно перенести празднование на воскресный день, в который пост всегда ослабляется, и приготовить вкусные постные блюда».

В одной семье, когда дети совершали какую-то провинность, родители сажали их на целый день на хлеб и воду. Можно ли пост применять к детям в качестве наказания?

Священник Александр Ильяшенко: «Если родителю хочется ребенка посадить на хлеб и воду, это значит, что он много-много упустил в воспитании, когда ребеночек был еще совсем маленьким. Может быть, это мамочку или папочку было бы правильно посадить на хлеб и воду? Пусть они каются, молятся и смотрят, какие ошибки воспитания совершили. Прибегать к таким крайностям — это педагогическое поражение. Мы как-то очень легко берем на себя функции полицейских, с удовольствием становимся держимордами. Разве нельзя до ребенка иным способом что-то донести?»

Если у ребенка нет правильного понятия о посте, то пост может не укрепить его в вере, а, напротив, оттолкнуть. «Если с постом связаны какие-то конфликты, — говорит отец Александр, — например ребенок протестует против поста, значит, что-то не так, допущен какой-то грех со стороны родителей, непродуманность. Там, где Господь и любовь, не может быть ссор, вражды, противостояния. Молись глубже, думай серьезнее, и Господь покажет, как поступить».

Бывает, что один из родителей воцерковлен, другой нет, и вопрос поста детей в такой семье нередко приводит к конфликтам между супругами. В таком случае конфликт часто касается не только поста, но и посещения богослужений, характера воспитания и многого другого. Общий совет тут дать трудно. «Но я бы не дал и однозначного совета, что нужно просто уступить и ждать совершеннолетия ребенка, пока он сам наконец определится, — говорит протоиерей Максим Козлов. — Было бы неправильно просто радостно развести руками и сказать: “Я ничего сделать не могу, будем есть котлеты, чтобы не обижать неверующего мужа и не соблазнять его своим постом”. Бороться за то, чтобы пост у ребенка был, нужно. Если неверующий супруг может принципиально настаивать на необходимости куриного бульона, то настаивать на необходимости леденцов во время Великого поста он вряд ли станет».

Нескучный Сад

Календарь
Цитата
Радио