Дарвин против Моисея

Дарвин против Моисея

«Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3: 1) С этих слов диавол начал обольщение Евы в раю. Чтобы обвинить Господа в обмане, змий сначала заставляет Еву засомневаться в истинности слова Божия. Он дает всяко посмаковать его, пощупать, разложить на слоги и буквы, показать, что и сакральности, собственно, в нем нет никакой, так – звуковая волна. А дальше уже можно врать напропалую: «Неправду сказал Бог, вы не умрете, когда вкусите от древа познания добра и зла, но знает Бог, что тогда откроются ваши глаза, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Ср.: Быт. 3: 2–5).

За тысячи лет человеческой истории кардинально нового лукавый мало что придумал. Лишь бы обмануть. И первое средство для обмана верующего – подорвать авторитет слова Божия. Что там сказал апостол Павел: «Всё Писание богодухновенно» (2 Тим. 3: 16)? Может, и не богодухновенно вовсе, но знает апостол, что в день, когда вы поймете это, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги…

Что значит – богодухновенно? Значит – изрекается от Бога через святых людей. Эту мысль повторяет и апостол Петр: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1: 21). Слово Божие истинно и не может солгать. В этом ключе нужно читать Библию.

Помню свои метания в юности во время поисков Бога. Иногда казалось, что идешь через духовный бурелом. Анализируя сейчас те события, понимаю, что Бог всегда был рядом, оберегал меня от крайности, направлял к пути спасения. В какой-то момент духовного тупика появилась мысль впервые прочитать Библию. И я начал не с Евангелия, а с Ветхого Завета. С муторными мыслями и опустошенной душой я открыл слово Божие и начал чтение. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1: 1). Я прочитал эту строку – и почувствовал дыхание Божие, исходящее от слов. Вот, еще секунду назад я верил во что-то высшее, в силу, в абсолют, в неземной разум. Но в этом бардаке и хаосе моя душа упрямо искала свет Христов – и нашла его в этих незатейливых первых семи словах самой главной книги. Секунду назад я еще не знал, что есть Бог Любовь, – но когда прочитал эти слова сердцем – опытно убедился в Его существовании. С тех пор для меня книга Бытия с ее неземной лаконичностью и пророчественностью – одна из самых дорогих.

Пророк Моисей

Бытие – книга, написанная пророком Моисеем. Вы никогда не задумывались, почему Моисей – пророк? Ведь пророки предсказывают то, что произойдет в будущем. Вот, например, Исаия – дал поразительные по силе описания страждущего Мессии. А Иоанн Богослов – откровение конца мира. Что же предсказал Моисей? Явление Мессии, – ответите вы: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему» (Втор. 18: 18). Но не только это заставило святых отцов назвать Моисея пророком. Послушайте, что говорит о нем святитель Иоанн Златоуст: «Все другие пророки говорили или о том, что имело быть спустя долгое время, или о том, что надлежало случиться тогда же, а он, блаженный (Моисей), живший спустя уже много поколений (после сотворения мира), удостоился водительством вышней Десницы изречь то, что сотворено Господом всего – еще до его рождения»[1]. Итак, пророческий взгляд других пророков Божиих направлен вперед, а взгляд Моисея – назад, в глубь веков. Только так относясь к пятикнижию, можно понять в полноте его богодухновенность. И как мы не можем умом постигнуть всех словес книги Откровения, точно так невозможно постичь всей глубины Бытия – не только из-за удаления от нас во времени, но и из-за исчезновения реалий того мира. «С великою благодарностью будем принимать сказанное (Моисеем), не выступая из своих границ и не испытуя того, что выше нас, как поступили враги истины, которые захотели всё постигнуть своим умом, не подумав, что природа человеческая не может постигнуть творения Божия», – говорит святитель Иоанн Златоуст.

Сотворение мира и грехопадение

Итак, Бытие – книга пророческая. И рассматривать ее слова можно только вооружившись молитвой, а совершенно не микроскопом. А поскольку в наше время всё меньше людей принимает на вооружение молитву и пост, то всё больше голосов выступает как в церковной среде, так и в среде неверующих против буквального понимания книги Бытия. Ну, понятно, чего ищут люди неверующие: дескать, глаза протрите, посмотрите на достижения науки, во что вы там верите? А когда протрете глаза и они у вас откроются, – ну точно вам говорим, – станете, как боги. Как мы. Неверующие. И христиане начинают робко обороняться: это следует понимать так, а это – эдак, да и вообще наша христианская вера не зависит от книги Бытия и не пошатнется, если наука докажет обратное. И что же хотят сказать этим люди верующие? Что слово Божие – что дышло?

М-да. Вера во Христа, может, и не пошатнется. А вот вера в истинность слова Божия? Ведь если можно символически понять сотворение мира, то почему нельзя символически понять и грехопадение? А если это только миф, то ради чего пришел Христос? Или, может быть, и рождество и воскресение Господа нашего Иисуса Христа тоже изволите понимать символически? Ну, некоторые христиане так уже и понимают. И даже так проповедуют. Неспроста преподобный Ефрем Сирин предупреждает читателей Бытия: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание»[2].

Уже, наверное, известно всем, что в церковной среде весь сыр-бор насчет толкования сотворения мира крутится вокруг слова «йом», которым в еврейском тексте Бытия обозначены дни творения. Обычно оно означает «сутки», но также в его семантическое гнездо входит и понятие «период времени», который может продолжаться сколько угодно. На этом делают акцент христианские эволюционисты, когда пытаются втиснуть в шестоднев миллионы лет эволюции. Дескать, неважно: за шесть суток сотворил Бог мир или за миллионы лет, сотворил всё сразу или путем эволюции.

Во-первых, можно сказать, что все попытки растянуть дни творения связаны только с попыткой «помочь» Богу сотворить мир не мгновенно, а постепенно. Это было бы даже смешно, если бы не иллюстрировало современное маловерие. Почему Богу «легче» сотворить вселенную за миллионы лет, чем за шесть дней? Может, потому что нам так легче верить? Или наоборот – так легче не верить в Его всемогущество? Нам сложно за шесть дней построить храм. Легче растянуть лет на шесть. Вот и мыслим в таких же человеческих категориях о Божестве. Где там за шесть дней сотворить – хотя бы уж за 600 миллионов лет. А то, может, за такую толщу лет оно и того – само?.. Где уж разглядеть действия Божии в шестистах миллионах лет! Наверное, поэтому Бог и сжал сотворение мира в неделю – чтобы наш взгляд концентрированно выбирал главные для себя истины.

Очень много литературы написано против «фактов» теории эволюции, и желающий может легко найти соответствующие книги. Меня же более интересует не научный, а богословский аспект проблемы. Да и вообще рассуждать о шестодневе с точки зрения науки – неправильно, поскольку в шестодневе описаны реалии, не имеющие современных аналогов. Весьма подробно об этом говорит выдающийся подвижник XX века иеромонах Серафим (Роуз) в книге «Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди». Я же позаимствую оттуда только некоторые тезисы.

Почему наука не может приблизиться к реалиям первозданного мира? Потому что он был разрушен грехопадением. Как говорят все святые отцы, с грехопадением вселенная изменилась. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5: 12), – говорит апостол Павел. То есть до грехопадения в мире не было ни смерти, ни болезни. Мы многократно читаем об этом, но как-то не делаем должных выводов из этого. Каких же? В мире не было ни хищников, ни жертв, ни боли, ни страданий. Комар не пил кровь, тигр не ел косулю, касатка не бросалась на дельфина. Все это – результат грехопадения. Ибо, как говорит тот же апостол: «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8: 19–22). Вся тварь совокупно стенает и мучается, – говорит. То есть повреждено и искажено всё творение Божие – а это даже не просто человек и животные, это еще земля, вода, воздух – вся Вселенная. Но и не только это. Поскольку живое и неживое во Вселенной движется и приходит в упадок по законам природы, то дерзнем сказать, что известные нам законы этого мира – не есть истинные и непреложные, но падшие и искаженные законы мира первозданного.

Что было в том мире – до грехопадения? Преподобный Григорий Синаит говорит: «Эдем – место, в коем Богом насаждены всякого рода благовонные растения. Он ни совершенно нетленен, ни совсем тленен. Поставленный посреде тления и нетления, он всегда и обилен плодами, и цветущь цветами – и зрелыми, и незрелыми. Падающие дерева и плоды зрелые превращаются в землю благовонную, не издающую запаха тления, как дерева мира сего. Это – от изобилия благодати освящения, всегда там разливающейся»[3]. И не только рай был таким, но и вся земля: «Всё это творение вначале было нетленным и было создано Богом подобным раю. Но позднее оно было подчинено Богом тлению», – говорит преподобный Симеон Новый Богослов[4]. По какому закону природы плоды зрелые превращаются в землю благовонную, не издавая запаха тления? По какому закону природы были сотворены сначала свет, а потом светила; сначала травы, использующие энергию Солнца, а потом само Солнце? До грехопадения Эдем и весь мир – страна нам неизвестная. И законы, действующие там, нам не станут известны прежде нашего попадания туда (чего всем желаю). И если наука говорит, что челюсти льва или белой акулы идеально подходят для пищи животного происхождения, это говорит не о том, что лев и белая акула всегда были плотоядными. Как бы тогда они питались травой, по слову Господа: «Всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду], пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу» (Быт. 1: 30)? Их строение говорит о том, какие величайшие изменения претерпел мир с грехопадением. Не только смерть и болезнь проникли к нам, но изменился и сам вид земли, фауны и флоры. Земля произвела «терния и волчцы» (Быт. 3: 18), утратила плодородность («проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» – Быт. 3: 17), образ животных исказился, а вместе с тем – несомненно подверглись порче и самые основы жизни на земле – законы природы, которые – также творение Господа. Если до грехопадения не было терния, колючек, а продолжая мысль, скажем: и ядовитых растений и животных, – значит всё смертоносное в фауне и флоре – результат преступления человека. Уже из этого можно понять, какие грандиозные изменения испытал первозданный мир за грех Адама.

Поэтому взгляд науки падшего мира на первозданную историю – это попытка муравья отгадать по обломкам самолета его устройство. И несколько забавно читать о научных способах датировки Вселенной или Земли. Часть из них основаны на данных о периодах распада радиоактивных элементов (например углерода-14, урана-238 и т.д.). Логика ученых такова: поскольку известна скорость распада этих элементов, то по остаточным долям изотопов в образце можно рассчитать возраст самого образца. Однако для этого нужно предположить, сколько изотопов было вначале, а также что скорость распада этих элементов не меняется тысячелетиями. Второй популярный метод – астрономический – основан на идее постоянства скорости света: чтобы свет от дальних звезд дошел до нас, нужно до 20 млрд световых лет – значит, Вселенной столько и лет.

Что на это сказать? Мы живем в падшем мире, где плотское – отражение духовного. Энтропия и раздробленность сознания человека проявляется в энтропии физической, социальной и даже природной. Человек распадается на части: сердце хочет одного, ум – другого, тело – третьего; материя распадается, и Вселенная – расширяется, разлетается в разные стороны – следовательно, тоже распадается на части. Но с чего вы взяли, что так было всегда? Если до грехопадения лев не ел косулю, яблоко не тлело, а человек имел силу и могущество прозреть суть каждого животного и дать ему соответствующее имя, то почему бы урану-238 тоже не вести себя по-другому в том мире? Распад – механизм тления – то есть механизм падшего мира. Поэтому узнать, каковы были физические и астрономические законы мира, а в частности – как вел себя уран-238 в условиях отсутствия тления, не представляется возможным. Может, он и не распадался вовсе? И не излучал смертоносную радиацию? И какие изменения он претерпел во время грехопадения – как узнать?

Неверующий человек строит свои теории, представляя, что Бога нет. Но Бог силен сотворить мир так, что свет звезд сразу виден с земли, и поистине это для Него не труднее, чем сотворить саму звезду.

Отцы говорят, что образ человеческого размножения был бы иным, если бы не катастрофа грехопадения; что Адам не имел телесных нужд, не испытывал ни голода, ни холода, то есть, по сути, мог бы и не есть, а если и ел, то не имел нужды опустошать чрево. В какой лаборатории можно воссоздать эти условия бытия, чтобы провести научный эксперимент?

Эволюционно-религиозная модель развития жизни не только выпадает из библейской картины мира, но и полностью противоречит ей. Согласно теории «христианского эволюционизма», человек появился в результате управляемой Богом эволюции. В 2004 году тысячи представителей христианского духовенства выступили в поддержку изучения эволюционизма. Между прочим, они заявили следующее: «Мы, нижеподписавшиеся, христианское духовенство из множества различных традиций, верим, что вечные истины Библии и открытия современной науки могут комфортно сосуществовать. Мы верим, что теория эволюции является основополагающей научной истиной, покоящейся на строгих исследованиях, в подтверждение которой существует много человеческих познаний и достижений. Мы верим, что человеческий разум, могущий критически мыслить, находится в числе божественных благих даров и что отказ от полного использования этого дара есть уклонение от воли нашего Создателя»[5]. К 2010 году под этим проектом уже было собрано 13 000 подписей.

Я тоже считаю, что человеческий разум, могущий критически мыслить, – это очень хорошо. И поэтому мне непонятно, как могла осуществляться управляемая Божеством эволюция в мире, где не было болезни и смерти. На какой эволюционной ступени находились Адам и Ева? Они были неандертальцами или кроманьонцами? В какой момент они осознали себя детьми Божиими? Как в контексте эволюционной модели рассматривается сотворение Евы из ребра Адама? И самое главное: если Адам и Ева – плод эволюции, и до их рождения в мире царили, наперекор всем святым и апостолам, смерть и страдание («естественный отбор»), то в чем заключаются последствия грехопадения? В чем его трагедия, если качественно жизнь на земле никак не изменилась: жили как скоты раньше, так же живем и сейчас? Все эти вопросы неизбежно ведут к искусственным аллегорическим толкованиям текста Бытия, от чего предостерегает преподобный Ефрем Сирин, к расшатыванию авторитета слова Божия, и в перспективе – к умалению подвига Спасителя. Христос пришел обновить Адама, восстановить «падший древле» образ. Какой же образ – в контексте эволюции: орангутанга с палкой? Унижение крестного подвига Христа, обессмысливание Его воплощения – вот конечная цель эволюционного мудрования. И еще одна цель – отодвинуть Творца от сотворения, – ведь эволюция может совершаться и «сама».

Мы здесь сталкиваемся с глобальным противоречием: и теория эволюции, и христианское вероучение имеют вертикальный исторический вектор. Но теория эволюции начинает с амебы и заканчивает богом на земле – как обещал змей. Христианство говорит, что мы начали с почти божественных условий существования, но через грехопадение опустились в нижеестественное состояние и теперь всё время катимся вниз. И это падение завершится на дне адовой пропасти во время царствования антихриста – и так наступит конец. Векторы этих двух учений ведут в разные стороны. И суть христианского благовестия в том, что через Христа Спасителя мы можем вернуться из этой современной скотоподобности к первозданному блаженному состоянию. Мы можем прекратить свое падение и подняться на Небеса только во Христе! Эволюция же утверждает, что мы и так, без Бога, подымаемся туда. Каков обман!

Итак, теория эволюции только на первый взгляд имеет мало общего с богословием. На деле она порождена, конечно, умом не научным, а духовным – правда, антихристианским.

Однако это еще не все идеи, которые нам дарит при пристальном прочтении книга Бытия.

Потоп

Грехопадение – не единственная пропасть, которая отделяет нас от первозданного мира. Есть еще одна –всемирный потоп. О грандиозности явления можно судить по его последствиям. Мы видим из текста Бытия, что допотопные люди жили намного дольше нас: Адам прожил 930 лет, Сиф – 912, Енос – 905 и т.д. Однако после потопа продолжительность жизни людей резко сокращается до почти современных мерок. Авраам прожил уже 175 лет, Исаак – 180, Иаков – 147, Моисей – 120. Пророк Давид уже пишет, что жизнь человека – 70–80 лет (см.: Пс. 89: 10). С чем это связано? В первую очередь, вероятно, с глобальным изменением климата. Из строк Бытия (см.: Быт. 7: 11) можно понять, что потоп был вызван не только огромным количеством осадков, но и небывалыми катаклизмами: всемирными землетрясениями, извержениями вулканов и подземных источников и проч. Интересно рассуждает в этом контексте иеромонах Серафим (Роуз). Он исходит из слов Бытия «И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью… И назвал Бог твердь небом» (Быт. 1: 7–8) и что до времени Ноя в Писании не упоминается ни о каком дожде: «Господь Бог не посылал дождя на землю… но пар поднимался с земли и орошал всё лице земли» (Быт. 2: 5–6). Он предполагает следующее. «Вода над твердью» – это в некотором роде естественная перегородка, «атмосферный кондиционер», поддерживающий постоянно в воздухе массы воды. Этот облачный слой оберегал землю от космической радиации и позволял по всей планете сохраняться влажному теплому климату. Этот «парниковый эффект» объясняет находки в арктическом льду тропических растений и животных. После потопа, когда вся эта масса пролилась на землю, климат изменился до того, который мы знаем сейчас. Многое сразу становится понятным. Например, слова Господа Ною о радуге: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею» (Быт. 9: 13). Без дождя не было до этого и радуги. «Как могла бы быть радуга знамением, – спрашивает отец Серафим, – если бы она, как думают некоторые, существовала веками до потопа? Очевидно, что тогда радуга появилась впервые»[6]. Ухудшение климата и увеличение количества космической радиации обусловило сокращение жизни людей и вымирание некоторых видов животных. Зная об ухудшении климата и плодоносности земли в послепотопное время, Господь и разрешил людям вкушать мясо (см.: Быт. 9: 3–4), в то время как до потопа благословлял принимать исключительно растительную пищу, – предполагает отец Серафим.

В этом контексте и слова Бытия: «В то время были на земле исполины… это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6: 4) – могут пролить свет на некоторые величественные памятники древней архитектуры – мегалиты, которые в изобилии находятся в разных местах нашей планеты (например в Перу). Ученые недоумевают: как первобытные люди, не имеющие ни знаний, ни орудий труда, могли так совершенно уложить в стену без раствора огромные каменные тесаные глыбы, что в кладку невозможно просунуть даже травинку? Поэтому рождаются всевозможные дикие версии об инопланетянах.

Однако Библия дает понимание, что допотопные люди были совсем не дикарями с палками, а ближайшими потомками Адама, который имел всю полноту ведения и разума. И если развитие греха удаляет от Бога и помрачает богодарованный разум, то можно думать, что допотопные люди были намного умнее нас с вами. А библейское именование «исполины» довершает характеристику этого народа, который вполне мог создать множество таких архитектурных памятников на едином тогда материке. Однако это уже гипотезы. Но что только послепотопная Земля – планета, известная нам, – это факт библейской истории.

***

Что можно сказать в заключение? Повторю слова апостола Павла: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4: 12). В нем есть все ответы на волнующие нас вопросы как личного, так и вселенского масштаба. Чтобы извлечь их из Священного Писания, нужно иметь очищенное сердце и несомненную веру в Бога. Если нам тяжело бывает доискаться до сокровенного смысла библейского текста – значит, нужно с молитвой поискать его у святых отцов – и при помощи Божией ответ найдется. Однако все подобные усилия – это духовный труд, который совершать нам бывает лень. И тогда мы начинаем фантазировать и мечтать – это совсем нетрудно, а даже занятно. Или принимаем на веру чужие фантазии. Однако к таковым мечтателям сурово обращается апостол: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1: 6–8). Аминь.

Священник Сергий Бегиян


[1] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на книгу Бытия. II, 2.

[2] Ефрем Сирин, преподобный. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия. Гл. 1.

[3] Григорий Синаит, преподобный. Главы о заповедях и догматах, 10 // Добротолюбие. Т. 5.

[4] См.: Серафим (Роуз), иеромонах. Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди. М.: «Русский паломник», 2004. С. 159.

[5] An Open Letter Concerning Religion and Science.

[6] Серафим (Роуз), иеромонах. Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди. С. 119.