Автор:Анатолий Баданов

Сектоведу — 20 ошибок сектоведа

Сектоведу - 20 ошибок сектоведа20 ошибок сектоведа

1. Мы нередко забываем, что боремся именно с сектами, а не с людьми, которые стали их жертвами. Часто в консультировании сектовед совершает типичную ошибку, которая проявляется в стремлении забросать жертву аргументами, обличающими учение или моральную составляющую секты. Как правило беседы в таком ключе сводятся к полемике, когда как сектанту нужна по большей части психологическая помощь. В большинстве случаев простое общение с теплотой и любовью даёт куда больше пользы чем закидывание цитатами и аргументами.

2. Сектоведу необходимо тесно сотрудничать с миссионерским отделом и обязательно разграничивать работу миссионерского и антисектантского отделов. Миссионеры прежде чем работать с сектами, помимо апологетических знаний, должны обладать необходимой специализированной информацией в области сектоведения, включая психологические и юридические нюансы работы.

3. Типичное упущение сектоведа в недостаточном информационном обогащении антисектантской информации на приходах и в церковных учреждениях. Сектовед должен позаботиться о том, чтобы информация о работе отдела была во всех храмах и религиозных учреждениях. Священникам и храмовым работникам необходимо донести, что работать с сектантами должен специалист, что проблема разницы учения составляет всего лишь треть от основной причины, по которой сектант продолжает пребывать в секте и потому работа неспециалиста в этой области может не только не дать результата, но что часто бывает – ещё больше навредить.

4. Идеально, когда сектовед имеет не только духовное, но и юридическое и психологическое образование одновременно. Но как показывает практика, таких уникальных борцов с сектами во всём мире можно сосчитать по пальцам. Поэтому сектоведу необходимо сотрудничать как с юристом, так и с психологом. Не стоит рассчитывать только на свои знания, особенно в психологической реабилитации адепта. Ведь выводя человека из секты вы в буквальном смысле разрушаете его мировосприятие и оставляете его один на один с его осколками. Последствия такого удара выдержать могут не все.

5. Существует ошибочное мнение, что работа сектоведа заканчивается на моменте, когда сектант согласился с ошибочностью учения и готов пройти чин присоединения. Задача сектоведа, особенно если он священник, не просто довести человека до чина присоединения, а довести человека до Христа, помочь соединиться с Христовой Церковью. Как показывает практика, если человека вывести из секты и оставить на произвол судьбы, то вероятность что он станет жертвой другой секты почти стопроцентная. Если сектовед мирянин, то он должен позаботиться, чтобы за духовной жизнью бывшего адепта наблюдал опытный духовник.

6. В социализации бывших адептов часто возникают ошибки, когда сектовед не учитывает психологические особенности тех или иных сект откуда вышли люди. Например, для вышедших из среди харизматов буквально необходимо помочь занять активную нишу в церковной среде, это обуславливается особенностью психологического воздействия, которому подвергался человек. На первых парах социализации бывшему харизмату необходимо ощущать себя нужным, это необходимо изредка подчёркивать, чтобы помочь справиться с психологическими остатками от сектантского воздействия. Если брать вышедших из баптизма, то тут все намного проще. Как правило, баптисты не подвергаются психологическому воздействию, и их социализация проходит более спокойно. И т.д.

7. Очень часто обратившиеся за консультацией люди совершенно не видят духовной проблемы, которая приключилась с их родственником или близким человеком. Все аргументы и жалобы сводятся к одному – «ему промыли мозги, он стал совершенно другим» – т.е. к психологическим проблемам сектанта. От таких людей часто можно услышать вопрос – «и почему всех этих сектантов не закроют? Почему нет закона ограждающего их от общества? и т.д.» Все это следствия того, что люди не понимают, что такое секта, а поэтому не понимают, как правильно себя вести с человеком, попавшим туда. Отсюда и типичные ошибки в попытке вытащить близкого человека. После нескольких таких ошибок адепт полностью закрывается от своих родных и ещё больше погружается в пространство секты. Сектоведу необходимо донести до родственников не только проблему психологического характера, но и духовную опасность в которой оказался их близкий. Сектовед должен рассказать о важности молитвы за такого человека и что обычными уговорами тут не помочь, нужна разносторонняя помощь, от психологической и духовной до юридической.

8. Большое упущение сектоведа если он работает только с сектантом, и опускает работу с его родными и близкими (особенно если эта секта тоталитарного характера). Создание правильного климата в доме и в общении с близкими это огромный шаг к выходу человека из секты.

9. Бывает такое, что родные насильно или при помощи убеждения приводят адепта на беседу с сектоведом. Тут типичная ошибка заключается в позиции сектоведа – раз удалось его вытащить ко мне, и не факт, что когда-нибудь удастся ещё с ним пообщаться, нужно как можно максимально рассказать ему о его заблуждении – как правило беседы с таким оттенком заканчиваются запугиванием или давлением на сектанта, что является грубой ошибкой, после которой сектант навряд ли согласиться ещё раз на такую встречу. Сектоведу необходимо установить доверительные отношения, создать дружественную обстановку, в которой сектант почувствовал бы себя комфортно и только после этого можно приступать к разговору о вероучительных различиях.

10. Ошибка начинать беседу с вероучительной догматической стороны. Начните беседу с причины по которой адепт оказался в секте и в 90% вы увидите, что догматическая сторона различий это всего лишь последствия, а не причина пребывания человека в секте.

11. Частая ошибка заключается в мнении, что при наличии апологетической аргументации сектанта можно мгновенно переубедить. Ну, во-первых, большинству сектантских лидеров знакома православная апологетическая литература и у них давно уже есть альтернативные ответы (можно привести пример нашего диспута со старейшиной по книге Стеняева.), во-вторых по большей части сектант живет мироощущением, а не догматами и канонами. Если сектант чувствует, что там его любят, там его ценят, там его семья, то вероучительные моменты отходят на второй план.

12. Некоторые полагаются на чудесное обращение сектанта в православие, если он прикоснётся к Литургической жизни церкви. Конечно надеется на такое можно, но полагаться никак нельзя. Как показывает практика такие случаи были настолько единичны, что интегрировать их в практику работы сектоведа крайне неразумно. Предложение постоять на службе и помолиться, как правило не даёт никаких результатов, кроме последующей насмешки в сектантской среде – был  у них на службе, ничего не понятно, и как они там молятся тоже не ясно…

13. Не лишним было бы напомнить, что сектоведу необходима молитва и личный подвиг. Неудачи в работе сектоведа в 99% случаев заключаются в непонимании того, что он всего лишь инструмент в руках Божьих и без благодати невозможен успех в этом деле. В Евангелии сказано: «Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась». (Лук.5:3-5) Вот, как много значит благословение Господне! Без него все наши труды пропадают даром. Без помощи Божьей мы будем, как рыбаки, которые трудились всю ночь и ничего не поймали, потому что надеялись только на свои силы и не призвали помощь Божию.

14. Необходимо учесть, что многие адепты, особенно неохаризматических сект, попадали туда под предлогом реабилитации от нарко или алкоголе зависимости.  Как правило зависимость таких людей заменяется зависимостью от психологического воздействия, которое применяется в таких сектах.  Сектоведу необходимо учитывать, что при выходе из секты такому человеку необходима помощь специалиста по работе с нарко и алкоголе зависимостью.

15. Сектоведу необходимо правильно оценивать психологическое состояние адепта, с которым он ведёт работу. Если человек находится в остром психологическом состоянии, то беседы на вероучительную тему будут совершенно бесполезны. У человека отсутствует критическое осмысление и потому весь разговор будет проходить в режиме – вопрос сектанта – вы не успеваете ответить на один вопрос, как поступает следующий. В таком состоянии сектанту не важно, что вы скажите, он будет просто сыпать вас различными цитатами и сектантскими аргументами. В таких случаях необходимо снять полемические вопросы и перевести разговор просто в дружескую беседу.

16. В общении с сектантом нужно учитывать его духовную образованность и говорить на доступном для него языке. Если мы с простым человеком будем говорить языком Григория Паламы и рассуждать о столь высоких вещах, то это скорее отпугнет сектанта, чем заинтересует глубиной и возвышенностью православного учения. У харизматиков это называется «черезчурная религиозность».

Сектоведу необходимо научиться объяснять высокие вещи, догматику и прочее простым и доступным языком.

17. Сектоведу не нужно давить и пытаться как-то ускорить процесс воцерковления адепта. Нужно иметь такт и помнить, что сектантство очень сильно и глубоко поражает не только духовную, но и психологическую составляющую человека и именно это является основным препятствием на пути здравого и трезвого религиозного мироощущения.

18. Общаясь с сектантами необходимо до минимума снизить употребление церковных и вообще религиозных терминов. В различных сектах адептам зачастую форматируют сознание внедряя внутрисектантские термины или же подменяя обычное значение религиозных терминов.  Например, общаясь с адептами секты Свидетелей Иеговы и употребляя в разговоре термин церковь, священник и т.п. мы возбуждаем в сектанте совершенно иные, негативные ощущения, для этих людей эти слова имеют довольно неприятный привкус, потому что в учении этой секты эти слова употребляются как правило в отрицательной составляющей.

19. Уже неоднократно говорилось, что прежде чем приступать к юридическому противодействию необходима буквально педантичная подготовка. В этом вопросе сектоведу желательно привлекать даже нескольких юридических специалистов, обязательно нужно советоваться с коллегами, смотреть не было ли похожих судебных разбирательств, какие возможны подводные камни и пр. (в качестве примера, судебное разбирательство насчёт Бхагават Гиты).

20. Общение с сектантом должно заканчиваться не сухим подведением итогов вашей встречи, а мотивацией его на дальнейшие встречи и беседы. Сектоведу необходимо помнить, что первым шагом к успешному выводу сектанта из секты является установление дружеских отношений. Если вам удалось подружиться с сектантом, то будьте уверены, что пока он пребывает в секте он будет защищать от сектантских выпадов не только вас, но и само православие. Частые укоры по поводу дружбы со стороны сектантов и тёплое отношение с вашей стороны будет только способствовать выходу человека из секты, так как в этом заключается обратный психологический эффект социального контраста, который так подчёркивали сектанты, когда указывали на секту и внешний мир.

Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»